Гриценко взяли под стражу

28 Январь 2011 605
Анатолий Гриценко в наручниках покидает здание суда.
Анатолий Гриценко в наручниках покидает здание суда. Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

Вчера в Центральном районном суде Симферополя состоялось заседание, на котором была избрана мера пресечения для экс-спикера Верховного Совета Крыма Анатолия Гриценко. Высокопоставленного подсудимого, обвиняемого в махинациях с землёй, взяли под стражу на два месяца.

Напомним, уголовное дело в отношении депутата Верховного Совета Крыма, экс-спикера парламента автономии Анатолия Гриценко было возбуждено 21 января. Основанием стали подозрения прокуратуры в том, что Гриценко в бытность главой Ленинской райгосадминистрации, превысил полномочия при изъятии 4,8 тысячи гектаров земли у военного совхоза «Азовский», причинив государству ущерб примерно в 23 миллиона гривен.

Через три дня Гриценко был задержан у своего офиса в центре Симферополя, а уже 25 января следственные органы провели обыски в офисе и по месту жительства задержанного.

В суд Анатолий Павлович прибыл под конвоем, выглядел бодрым. Он прошёл в здание суда, вскоре прибыли его жена Ольга Гриценко и адвокат Виктор Овечкин, известный по делу о резне в баре «Cotton club» в 2004 году. Поддержать подсудимого приехали народные депутаты Украины Андрей Сенченко, Сергей Велижанский и Мустафа Джемилев.

Велижанский и Сенченко сообщили журналистам, что в письменной форме поручились за Гриценко в том, что он «никуда не убежит и будет честно и добросовестно работать со следствием». При этом нардепы отметили: их приезд не означает, что они стали сторонниками экс-спикера.

- Мы не являемся сторонниками Анатолия Павловича. Но мы понимаем, что происходит беззаконие. Если в ответ на это беззаконие каждый гражданин не даст отпор власти, то завтра это будет в отношении каждого, - заявил Сенченко.

Джемилев тоже изъявил желание подписать поручительство, чтобы экс-спикера выпустили из-под стражи:

- Когда человек под стражей, следственные органы ведут направление именно в обвинительном ракурсе, потому что, если человек выявляется невиновным, они будут вынуждены нести ответственность, - сказал он.

Во время выступления адвоката Гриценко стало плохо, он побледнел и схватился за сердце. В заседании объявили перерыв, к суду подъехала машина скорой помощи, следом - ещё одна.

Пока экс-спикеру оказывали неотложную помощь, депутаты из «группы поддержки» комментировали увиденное и услышанное. Джемилев назвал зачитанное прокурором постановление о привлечении к уголовной ответственности «чушью». По его словам, защита предоставила документы о том, что вменяемое в вину Гриценко изъятие земель военного совхоза «Азовский» было осуществлено по ходатайству Министерства обороны. Ведомство просило забрать землю, поскольку не в состоянии платить за нее налоги. При этом государственные акты на землю не изменялись, а земля по-прежнему принадлежит совхозу. Сенченко сообщил, что в зале суда «правосудием не пахнет», и выразил уверенность, что Гриценко суд вынесет «заранее продуманную меру пресечения - арест».

Анатолию Павловичу тем временем сделали укол и после того, как его состояние стабилизировалось, заседание суда продолжили. В 15.30, несмотря на ходатайство адвоката, который просил отпустить подзащитного под подписку о невыезде и поручительство трёх народных депутатов, опальному экс-спикеру присудили два месяца находиться под стражей, если Апелляционным судом не будет принято иное решение.

Взгляд из редакции

По мнению большинства присутствующих в зале, дело Гриценко высосано из пальца. Директор совхоза «Азовский» в 2004 году сам обратился к местным властям с просьбой забрать у него 4800 гектаров, потому что совхоз находился в стадии банкротства и обрабатывать земли (а тем более платить за них арендную плату) не мог. Гриценко своим распоряжением отдал эту землю в пользование трём местным Советам: Багеровскому, Чистопольскому и Октябрьскому. Гектары при этом собственника не поменяли, им было и остаётся государство.

Тут бы похвалить бывшего главу райгосадминистрации за хозяйское отношение к земле, а его пытаются судить. Хотя по сути предмета спора нет. Ну да ладно, это решит суд. Но почему человека, обвиняемого в спорном преступлении и для общества неопасного, имеющего проблемы со здоровьем, надо, несмотря на поручительство трёх народных депутатов Украины, обязательно держать в тюрьме?