Новая жизнь экспонатов Белой дачи

27 Январь 2011 724
Кабинет писателя.
Кабинет писателя. Фото автора.

Как мы уже писали, в минувшем году ялтинский Дом-музей А. П. Чехова получил грант посольства США на Украине, предназначенный для реставрации уникальной культурной коллекции.

39 тысяч долларов вручил руководству музея посол США Дж. Тэффт, специально посетивший для этого Ялту.

- Важность этой акции определена высокой культурной значимостью мемориального дома великого русского писателя, памятника культуры национального значения, получившего мировую известность, - отметила заместитель директора музея по науке Алла Головачёва. - Накануне 151-й годовщины со дня рождения Антона Павловича, которая отмечается 29 января, мы приступили к освоению выделенной суммы.

- Что именно планируется реставрировать, Алла Георгиевна?

- Давно назрела необходимость привести в порядок одиннадцать тканевых экспонатов, находящихся в гостиной и в рабочем кабинете мемориального дома. Это три старинные кружевные занавески (ламбрекены), обивка дивана, стульев и кресел, бархатные скатерти на столиках в кабинете. После более чем векового использования всё это изрядно изношено, и мебель приходится покрывать чехлами. Восстановление первоначального вида вернёт интерьеру свежесть, наполнит комнаты Чехова красками, которые изначально гармонировали с находящимися здесь предметами искусства, живописью, соответствовали эстетическому уровню Серебряного века.

- Читателям будет интересно узнать историю этих вещей, как они попали в дом.

- Она известна нам по воспоминаниям сестры писателя, создателя музея и первого его директора Марии Павловны. Когда семья Чеховых переезжала в 1899 году из Мелихова в Ялту, для нового дома купили гарнитур красного дерева в стиле жакоб: стол, книжный шкаф и два стула. Стол был покрыт бархатной скатертью, обшитой бахромой. Стулья обтянуты полосатым шёлком. Цветные скатерти, привезённые из Москвы, покрывали столики-подставки, на которых по традиции того времени размещались фотографии в рамках, скульптуры, небольшие декоративные предметы. На современных фото видно, что скатерти, находящиеся на прежних местах, требуют реставрации.
А очень интересную, но изрядно потёртую декоративную обивку дивана, стульев и кресел приходится скрывать под белыми чехлами, чтобы не создавалось ложного впечатления о хозяине, ведь всем почитателям Чехова известно, каким почти до педантичности аккуратистом был он и в быту, и в творчестве. Складная скамеечка в углу кабинета была куплена в Ялте. На ней находится старинный деревянный резной ларец. Два таких ларца были поднесены Антону Павловичу Константином Сергеевичем Станиславским 17 января 1904 года в Москве, на сцене Художественного театра, в день рождения писателя и в день премьеры спектакля «Вишнёвый сад». Можно себе представить, как Чехов и его родные выносили в сад эту складную скамеечку, обтянутую плотной тканью, чтобы отдохнуть под сенью посаженных им деревьев, вдохнуть аромат его любимых роз. В феврале 1904 года, когда в кабинете расставляли пришедшие из Москвы подарки, скамеечку определили под один из ларцов. Второй ларец был поставлен рядом на стул красного дерева. Турецкий диван с тремя большими подушками и двумя валиками был привезён из Москвы и установлен в кабинете, в небольшой нише за письменным столом писателя, чтобы на нём можно было прилечь отдохнуть, не переходя в спальню. Хозяин и его гости очень любили мягкое кресло в кабинете. Каждый день после обеда Антон Павлович уютно устраивался в нём и перечитывал все газеты, которые получал в большом количестве. На одной из фотографий начала 1900 годов Чехов снят в этом кресле рядом с Иваном Буниным. Любил сиживать в кресле близкий друг дома художник Исаак Левитан, гостивший у Чеховых зимой 1899-1900 годов.

- Возвращённый предметам первозданный вид даст возможность ощутить особый дух Белой дачи, безыскусность которой отмечают посетители?

- Безусловно. Безыскусность, наполненную высокой эмоциональностью. Об этом говорят и наши современники, это отмечали и известные люди, например, Константин Паустовский, написавший в очерке «Лёгкая память»: «Давно замолкли в нём голоса Куприна, Горького, Мамина-Сибиряка, Станиславского, Бунина, Рахманинова, Короленко, но отголосок их как бы жил в доме.
И дом ждал их возвращения». Писатель Леонид Малюгин, автор пьесы о Чехове и его художественной биографии, заметил: «Ялтинский дом-музей Чехова известен в народе под именем «домик Чехова». Это ласкательное уменьшительное не случайно. Мне приходилось бывать во многих литературных музеях и в нашей стране, и за рубежом, и ни один из них не вызывал такого ощущения уюта и задушевности, как этот белый дом. Ощущение такое, что пришёл не в музей, а в гости. И даже не в гости, а к друзьям». Реставрация вещей чеховского дома поможет сохранить эту подлинность для следующих поколений посетителей из всех стран мира.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.