Гарантированно. А дальше?

27 Январь 2011 711
При покупке обязательно сохраните чек и гарантийный талон.
При покупке обязательно сохраните чек и гарантийный талон. Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

Приобретая вещь, мы надеемся, что прослужит она верой и правдой долгие годы. Но, увы, это случается не всегда, и тогда мы вспоминаем: продавец что-то говорил о гарантии. По неофициальной статистике, с проблемами при защите «гарантированных» прав сталкивается каждый двенадцатый крымчанин. «Крымская правда» разбиралась, что же можно по гарантии.

Ремонт бесплатный

«Приобрела в подарок мужу шлифовальную машинку, - написала в редакцию Валентина из Сак. - Продавец сказала, что гарантия на неё год, правда, никаких документов мне не дали. Но не прошло и месяца, как сгорел мотор. Обратилась в магазин, а там ответили: гарантии никто не давал, отремонтировать могут, но за мой счёт».

- Первая ошибка, совершённая при покупке, - ненастойчивость, - поясняет юрист Ольга Воронцова. - Покупатель имеет право потребовать документы на товар, в том числе и соответствующее заполнение гарантийного талона. Его, как и чек на покупку, надо сохранять.

Гарантийные сроки существуют для любого товара и обязательно указываются в паспорте на него, на этикетке или любом другом документе, который прилагается к покупке. Если же гарантийный срок не установлен, то покупатель вправе предъявлять претензии, если недостатки выявлены в течение двух лет после покупки.

- Сгоревший через месяц мотор может означать, что приобретён товар ненадлежащего качества, - поясняет юрист. - Поэтому в рамках гарантийного срока вы имеете полное право требовать от продавца бесплатного ремонта. При этом помните, что при выполнении гарантийного ремонта срок гарантии увеличивается на всё время починки товара в мастерской, считая с момента обращения.

Две недели на починку

«Купили компьютер, - рассказывает Наталья из Симферопольского района. - За полгода до окончания гарантийного срока он сломался. Отдали в сервисный центр магазина, там продержали месяц. После того ремонта компьютер не проработал и недели, снова отвезли в ремонт. Опять ждали месяц, в итоге компьютер так и не работает - нужно менять материнскую плату, а нам в этом отказывают».

Срок гарантийного ремонта - четырнадцать дней или иной, но обязательно установленный
(лучше зафиксированный документально) по соглашению сторон.

- За каждый день задержки в устранении недостатков свыше оговоренного срока, - поясняет юрист, - покупателю, согласно статье 8 закона «О защите прав потребителей», должны выплачивать неустойку в размере 1% от стоимости товара. Гарантия распространяется на весь товар, в том числе и комплектующие, поэтому отказывать в замене материнской платы вам не вправе. Более того, если после двух ремонтов компьютер так и не стал работать, то, возможно, недостатки существенные (то есть те, что делают невозможным использование товара и даже после его ремонта проявляются снова по не зависящим от потребителя причинам, что подтверждается независимой экспертизой). В этом случае вы вправе потребовать расторжения договора и возврата денег. В случае повышения цены на товар согласно законодательству расчёты с потребителем производятся исходя из стоимости на момент предъявления претензий. Если же за это время аналогичные компьютеры подешевели, то вернуть вам должны сумму, которую вы заплатили при покупке. Деньги обязаны вернуть в день расторжения договора, если это невозможно, то - по договорённости, но не позже, чем через неделю.

У обуви свои сроки

«Всегда стараюсь покупать товар с долгосрочной гарантией, - пишет Леонид Петрович из Симферополя. - Собрался купить зимние ботинки, а продавец сказала, что фирменная гарантия на них всего неделю, да и та уже закончилась, так как товар завезли месяц назад. Но ведь зима длится дольше, если какие-то проблемы с обувью, её что - выбрасывать?».

- Продавец не прав, - поясняет юрист Ольга Воронцова. - Статьёй 7 закона «О защите прав потребителей» предусмотрено, что на сезонные товары (одежду, обувь) гарантийный срок исчисляется с начала соответствующего сезона. Не зависит от времени завоза товара, даже если он из прошлогодней коллекции. И не может быть меньше соответствующего сезона, указанного в постановлении Кабинета министров «О реализации отдельных положений Закона Украины
«О защите прав потребителей» от 19 марта 1994 года № 172.

Гарантийные сроки исчисляются для одежды, меховых и иных изделий весенне-летнего ассортимента - с 1 апреля; осенне-зимнего ассортимента - с 1 октября. Обуви зимнего ассортимента - с 15 ноября по 15 марта, весенне-осеннего ассортимента - с 15 марта по 15 мая и с 15 сентября по 15 ноября и летнего ассортимента - с 15 мая по 15 сентября.

У порошка - годность

«Купила в магазине упаковку дорогого стирального порошка, - рассказывает жительница Симферополя Елена Степановна, - а он вместо того, чтобы отстирать блузку, разъел её. Выяснилось, что порошок годен был до июля 2010 года, поэтому его свойства и нарушились. Продавец отказалась возвращать деньги, мотивировав, что порошок - не телевизор, годность - не гарантия».

- На самом деле, - поясняет юрист, - продавец вообще не имела права продавать вам товар с истёкшим сроком годности. Что же касается гарантийного срока, то для лекарств, пищевых продуктов, изделий бытовой химии, других товаров, которые со временем могут портиться и представлять угрозу для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды, он устанавливается как срок годности.

Срок годности исчисляется с даты производства, обозначенной на этикетке, и определяется временем, на протяжении которого товар пригоден для использования.

- Если порошок с истёкшим сроком годности причинил вред вашей блузке, - разъясняет юрист, - и вы можете это доказать, а также имеете документы, подтверждающие факт покупки (кассовый или товарный чек), то можете через суд требовать от магазина возмещения ущерба.

Что бы вы ни покупали - порошок или компьютер, помните: на любую вещь существуют свои сроки годности или гарантии, в пределах которых можете смело отстаивать свои права, даже если реализаторы пытаются убедить вас в обратном. Не забывайте требовать гарантийный талон, особенно на дорогие покупки.

Официально

Гарантийный срок - срок, в течение которого производитель (продавец, исполнитель или любое третье лицо) берёт на себя обязательства о выполнении бесплатного ремонта или замены товара. Исчисляется с момента передачи товара покупателю (статья 1 Закона Украины «О защите прав потребителей).