Взрывоопасная волна

26 Январь 2011 694

Рост цен на все виды топлива, начавшийся в ноябре прошлого года, набирает обороты: стоимость литра бензина марки А-95 в Крыму за последние две недели приблизилась к критической отметке в девять гривен. По прогнозам, к лету за него придётся платить больше десяти гривен. Чем это может обернуться для украинской экономики, чья в том вина и что нужно сделать, чтобы избежать грозящего коллапса, попытался разобраться наш корреспондент.

Страна в шоке: топливо на Украине стало дороже, чем в соседних странах, а темпы его подорожания грозят обернуться масштабным витком инфляции, который охватит все сферы жизни и деятельности каждого. Маршрутчики заявляют о неизбежном повышении платы за проезд в общественном транспорте, водители мечутся в поисках альтернативных заправок с заведомо худшим качеством топлива, а продавцы не успевают менять ценники из-за дороговизны доставки продуктов к торговым прилавкам. Аграрии думают, чем заправить тракторы, чтобы начать сев яровых культур, и будет ли в итоге овчинка стоить выделки? На предприятиях подсчитывают будущие убытки вместо планируемых доходов. А Антимонопольный комитет, в конце декабря обязавший операторов рынка не допустить необоснованного повышения розничных цен на бензин, вынужден расписаться в своей беспомощности. Но всё это эксперты называют «цветочками» наступающего топливного кризиса.

Неприятности начались после того, как правительство Украины отменило транспортный сбор с владельцев машин, повысив акцизный сбор на бензин. Владельцы АЗС начали заблаговременно поднимать цены на свой товар, не дожидаясь вступления в силу Налогового кодекса.

В условиях возобновления с нового года роста цен на нефть в мире (до 100 долларов за баррель) повышение в среднем на сорок процентов акцизного сбора на ввозимые нефтепродукты сыграло решающую роль: бензин и дизельное топливо из разряда доступных для населения товаров стали перекочёвывать в разряд роскоши.

В официальных источниках нас уведомляют, что ничего из ряда вон выходящего на Украине не происходит, ведь в других странах топливо тоже дорожает и более заметно. К примеру, цена высокооктанового бензина марки А-95 в Германии, Бельгии, Нидерландах, Греции и Норвегии достигла 1,5-1,78 евро, что в два раза выше, чем у нас. А в Турции за литр приходится платить почти два евро. Но ссылаться на экономику этих стран, по меньшей мере, некорректно хотя бы потому, что уровень жизни в них на порядок выше.

Странный разброс цен наблюдается и внутри страны: самое дорогое топливо реализуют в Донецкой области и в Крыму (от 8,75 до 9 гривен), в то время как в Киеве можно приобрести самый дешёвый бензин по 7,9 гривны за литр А-95.

Владельцам украинских нефтеперерабатывающих заводов не понравилось, что акцизным сбором обложили в равной степени и импортное, и произведённое внутри страны топливо. Чтобы укрепить свои позиции в конкурентной борьбе, через Минэнерго они обратились к премьер-министру Азарову с просьбой провести специальное расследование и ввести заградительные пошлины на импортные нефтепродукты. Вопрос пока не решён, но уже сейчас эксперты уверены, что такая мера угрожает экономике Украины и международному имиджу страны, так как отечественные НПЗ не в состоянии удовлетворить спрос на внутреннем рынке. Параллельно пошлины приведут к ухудшению качества бензина и дизельного топлива за счёт уменьшения доли высококачественного импорта. По подсчётам Минфина, бюджетные потери от такого шага составят около 13 миллиардов гривен в год.

Как рассказал нашей газете коммерческий директор фирмы «ТЭС» Антон Раскин, украинский бензин не так легко приобрести. Одесский НПЗ не работает с ноября прошлого года, Кременчугский осуществляет поставки только группе компаний «Приват», а Лисичанский завод перерабатывает и отпускает топливо с перебоями не более чем на 20% своей мощности. При этом отпускная цена топлива с завода всего на 3-5% ниже, чем его розничная цена на заправках. По мнению Раскина, госструктурам, контролирующим процесс ценообразования, нужно обратить больше внимания на формирование отпускных розничных цен предприятиями-изготовителями. А потребителю полезно знать, что заправкам, продающим литр 95-го бензина за 8,2 гривны, не всегда можно доверять, ведь его цена с завода 8,4 гривны.

Директор консалтингового агентства «А-95» Сергей Куюн считает, что у правительства страны есть достаточный набор инструментов для сбалансированного развития нефтеперерабатывающей отрасли с учётом интересов не только владельцев заводов, но и потребителей топлива. Жаль только, что телегу опять поставили впереди лошади: сначала нужно было развивать своё производство, а потом вводить дополнительный акциз и другие надбавки на поступающий импорт. Иначе украинский рынок нефтепродуктов может оказаться на «сухом пайке» или даже изрядно поголодать. Не мешало бы серьёзно поработать и с топливными спекулянтами. Кроме того, никто не обратил внимание на информацию Министерства энергетики и угольной промышленности, что к началу 2011 года в стране имелся месячный запас топлива, который по бензиновой и дизельной группе составлял соответственно 300 и 400 тысяч тонн. Это значит, что цены на заправках, несмотря на мировые тенденции, должны были начать подниматься не ранее первых чисел февраля. В чьи карманы ушли январские барыши, которые составили от 7% до 10% на каждом литре, остаётся загадкой.

Взгляд из редакции

Нужно ли повторять, что рост цен на топливо является ножом, который приставлен к горлу каждого потребителя со средними и малыми доходами. Ведь подорожание горючего бьёт по самым больным местам: ценам на хлеб, молоко и другие продукты первой необходимости, тарифам на проезд в общественном транспорте. В сочетании с повышением стоимости коммунальных услуг бензин, за который украинские предприниматели хотят получать больше, чем в Америке, может стать детонатором, который взорвёт долготерпение масс. Уже есть желающие вскрыть люки подземных ёмкостей на заправках и убедиться, сколько закупленного в прошлом году дешёвого топлива спекулянты припрятали, чтобы перепродать втридорога, дождавшись подходящего момента. Дело идёт к тому, что в ход могут быть пущены монтировки, а АЗС в Крыму останется столько, сколько было десять-двадцать лет назад.

Наталия ГОНЧАРОВА.