Олег Фарин: Новые способы запуска старых механизмов

26 Январь 2011 943
Олег Фарин
Олег Фарин Фото автора.

Скачки цен на продукты первой необходимости, дефицит и дороговизна, подмена качественной еды импортным неликвидом, бедственное состояние сёл - эти и многие другие накопившиеся проблемы требуют разрешения. О том, как новый состав крымского правительства будет их решать, рассказывает министр аграрной политики Крыма Олег ФАРИН.

- Олег Петрович, перемены в работе крымского агросектора начались с сокращения чиновничьего аппарата. Расскажите, сколько МинАП нужно кабинетов и работников, чтобы успешнее руководить сельскохозяйственным производством?

- Я бы не сказал, что до сих пор здесь сотрудники министерства только распивали чаи, но в соответствии с указанием президента страны мы максимально уплотнились. Сейчас в здании, принадлежащем Совмину, аграрии занимают только 14 кабинетов. Кроме того, здесь разместились подведомственные инспекции и Министерство транспорта и связи. Пересмотрен и штат сотрудников министерства, сократить его удалось только на восемь единиц: с 73 до 65 человек. При этом некоторые должности пришлось совместить, а расстаёмся мы со служащими пенсионного возраста, но полученный штат, на мой взгляд, является оптимальным.

- До сих пор считалось, что районные управления сельского хозяйства, наоборот, страдают от нехватки квалифицированных специалистов. Как сокращение будет проходить там?

- Сегодня в районах работает по семь-четырнадцать специалистов, хотя по прошлым рекомендациям Минагрополитики Украины должен быть 21 человек. Правда, проблема нехватки специалистов, особенно молодых, существует и стоит очень остро, но это вопрос подготовки кадров.

- На декабрьском совещании было озвучено, что министерство полностью изменит свои функции, перейдёт от рекомендаций к прямому руководству работой агропредприятий. Как можно заставить частников следовать инструкциям чиновников?

- Рекомендации министерства должны быть такими, чтобы им захотел следовать каждый руководитель хозяйства любой формы собственности. Кроме отраслевых управлений мы создали управление экономического анализа, которое просчитает, насколько эффективно выращивать те или иные культуры на определённом участке земли, какие технологии следует применить, чтобы получить наибольшую отдачу.

Другими словами, фермеру окажут методическую помощь в расчётах. Полагаю, такая помощь будет востребована тем более, что в Крыму достаточно людей, которые хотят и умеют работать на земле. Окончательно решит этот вопрос паспортизация земель, когда в документах на каждый участок будет сказано, какие возможности у данной почвы и что целесообразно на ней посеять, чтобы получить нормальный урожай и не оказаться в убытке. Добавлю, что экономист войдёт в состав каждого отраслевого управления, будь то животноводство, растениеводство или перерабатывающая промышленность. Это поможет оптимизировать взаимодействие всех подразделений и сделать акцент на экономику.

- Крымчанам, чтобы выйти на европейский уровень производства, нужно менять технологии, технику, семена и культуры. Но на это нужны большие деньги, и без господдержки и льготных кредитов расстаться с дедовскими методами хозяйствования не удастся.

- Имея завидный потенциал, мы получаем от него самую низкую в мире отдачу. Высокая себестоимость продукции тормозит развитие внутреннего рынка, страдает потребитель. Поэтому обеспечить продовольственную безопасность страны может только модернизация сельскохозяйственного производства. С чего её начинать, в Совете министров Крыма уже определились: отрасль требует технического перевооружения. Хозяйства работают на изношенной технике, которая морально устарела ещё 10-15 лет назад и представляет собой груду металлолома. Поэтому каждый год на уборку зерновых нам приходится привлекать 850-925 единиц техники, владельцы которой увозят из автономии около двухсот миллионов гривен в качестве оплаты за свою работу. Это при том, что расчёт производится в натуральном выражении, и продовольственное зерно уходит из республики по минимальным ценам, действующим на момент жатвы. Такие потери для автономии слишком велики, нужна своя зерноуборочная техника, но на её приобретение каждым хозяйством в отдельности потребуются десятилетия, а продукты нужны сейчас.

- Стоимость современного комбайна исчисляется в сотнях тысяч гривен, и окупается агрегат достаточно долго. Расскажите, сколько комбайнов мы сможем приобрести и где Крым найдёт нужные средства.

- Сейчас этим вопросом занимается рабочая группа министерства, которая составляет полную сводку потерь. Ведутся расчёты с привлечением профессоров агроунивеситета, известных экспертов сельскохозяйственной техники, рассматриваются предложения производителей зерноуборочной техники. Ясно, что на полуострове должно быть создано мощное республиканское предприятие, обеспечивающее весь комплекс услуг по севу, уборке урожая, вывозу его с поля, обработке почвы. Кроме того, что этот комплекс будет осуществлять сервисное обслуживание, ремонт и комплектацию техники, здесь же будет вестись мониторинг и заключаться прямые договоры с сельхозпроизводителями. На базе предприятия будет даже учебно-консультационный центр по подготовке и переподготовке кадров. Сколько техники удастся приобрести в ближайшее время, пока не решено, но деньги на неё есть. Мы надеемся и на помощь правительства Украины.

- В чём суть преобразований?

- Суть в том, что мы планируем создать государственное предприятие прямого подчинения Совету министров АРК. Это значит, что в республиканский бюджет пойдут не только налоги, но и вся прибыль от его деятельности. Правительство сможет перераспределять полученные доходы на техническое перевооружение других отраслей сельского хозяйства, появятся средства на восстановление, к примеру, того же эфиромасличного производства. Кроме того, крымская техника будет востребована не только на собственных полях, но и в других областях Украины, где тоже испытывают существенный технический голод. Поэтому время окупаемости вложенных средств существенно сократится. Сейчас выполняется поручение крымского премьера Василия Джарты по расчёту каждого пункта этого масштабного мероприятия, в том числе и анализу востребованности зерноуборочных услуг в других областях Украины. Такой подход позволит не только перекрыть отток денежных средств из автономии, но и получить их извне.

- Параллельно планировалось обеспечить сельчан централизованными рынками сбыта продукции. Как обстоят дела с открытием на полуострове оптовых баз, рынков и овощехранилищ?

- Разобравшись в ситуации, мы убедились, что не всё так гладко с оптовыми рынками. Главной целью их создания являются прямые поставки от производителя к потребителю, но в большинстве случаев оптовый рынок не избавляет сельчанина от перекупщиков, наоборот, их функции берёт на себя владелец рынка. Есть идея применить кластерный подход в формировании структуры рынка и таким образом решить главную его задачу - сдерживание несправедливого роста цен на сельхозпродукцию. Пока же нужно научиться эффективно пользоваться уже имеющимися рычагами: это и регулярные распродажи сельскохозяйственной продукции в городах, и оптовые рынки без посредников, и прямые договоры с супермаркетами, и планирование производства по культурам, и, конечно, повышение урожайности за счёт внедрения передовых технологий. Другое дело, что всё это сейчас не работает, а значит, нужно применять новые меры запуска старых механизмов.

Наталия ГОНЧАРОВА.