Кабельный «лохотрон»

26 Январь 2011 1350
Коллекторы требуют вернуть несуществующий долг.
Коллекторы требуют вернуть несуществующий долг. Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

В нашу жизнь давно и прочно вошло кабельное телевидение. Крымчане активно пользуются услугами телеоператоров, выбирая из множества фирм наиболее подходящую. Смена оператора кабельной сети до недавнего времени была обычной процедурой. Но, как оказалось, не всегда так просто отказаться от этих услуг даже в том случае, если их не получаешь.

- В 2005 году я заключила договор с фирмой «Мрия», предоставляющей услуги кабельного телевидения, - рассказывает симферопольская пенсионерка Елена Григорьевна. - В декабре 2008 года она прекратила своё существование, и мне предложила сотрудничество фирма «Дэвком», но ни о каком договоре между нами даже речи не было. Качество услуг было ужасным, поэтому, когда я узнала, что сотрудники «Мрии» вновь открыли фирму кабельного телевидения «Скат», подключилась к ним. Сразу сообщила об этом в «Дэвком», которую к тому времени купил украинский провайдер телекоммуникационных услуг фирма «Воля». Однако мне продолжали приходить квитанции об оплате.

По словам пенсионерки, через полтора года сумма выросла до пятисот гривен. А в конце 2010-го женщина начала получать письма с угрозами от коллекторской фирмы.

Как выяснилось, огромное количество не только крымчан, но и жителей Украины, пользовавшихся в прошлом услугами компании «Воля», получают такие же письма от коллекторов. Кто-то просто перестал оплачивать услуги, а кто-то сообщил об отключении кабельному оператору. Есть и такие, кто вообще никогда с «Волей» не сотрудничал, но регулярно получает квитанции о своих долгах. Всех интересует вопрос: почему они должны платить деньги за то, чем не пользуются, тем более что договорных отношений с поставщиком услуг не было?

- Стать абонентом можно, приняв условия публичного договора, например, оплатив выставленный счёт за оказываемые услуги, что говорит о согласии клиента, - уверен директор КТРК «Дэвком» Игорь Гвоздик. - Отключение абонента, имеющего задолженность, - наше право. Если клиент не уведомил нас об отказе от услуг, ему продолжает начисляться абонентская плата.

Мы попросили прокомментировать ситуацию крымского правозащитника и юриста Жана Запруту.- Публичный договор должен исполняться одновременно двумя сторонами. Если клиент прекращает платить, то и услуги соответственно предоставляться не должны, - объяснил он. - Тем более что в этом документе даже не указаны предмет договора, сроки его действия, реквизиты и главное - цена предоставляемых услуг.

По мнению юриста, люди должны просто перестать обращать внимание на письма коллекторов и звонки «Дэвкома».

- Если они сообщили в фирму, что не желают больше пользоваться её услугами, им не о чем волноваться, - констатировал Запрута. - Бояться суда тоже не стоит. У фирмы нет письменных доказательств, что клиент был согласен получать услуги телевидения и платить за них.

Взгляд из редакции

Наживаться на неграмотности населения вошло у предпринимателей в привычку. Используя лазейки в далёком от совершенства законодательстве, а то и просто трактуя его, как Бог на душу положит, они искусно обводят народ вокруг пальца. Видимо, и на этот раз «письма счастья» от кабельщиков рассчитаны на тех, кто, не разобравшись в ситуации, предпочтёт заплатить «за воздух» вместо того, чтобы отстоять свои права.

Редакция надеется, что кабельщики наведут порядок в своей клиентской базе и без всяких проверок и разбирательств со стороны контролирующих и правоохранительных органов уладят ситуацию. А их клиенты дадут себе труд перейти из категории «лохов» в категорию уважающих себя цивилизованных потребителей, которые платят лишь за качественный товар и не позволяют себя околпачить.

Ваше право

Как рассказала начальник отдела организационно-правового, финансового обеспечения рекламы и рассмотрения обращений граждан управления по делам защиты прав потребителей в АРК Оксана Угнивенко, абонентам, попавшим в подобную ситуацию, необходимо отправить письменную претензию по адресу компании, присылающей счета. В ней указать, что они давно отказались от услуг компании, а договор, на который ссылается оператор, не видели. В течение месяца фирма должна прислать ответ. Если просьба не будет удовлетворена, то копии своей жалобы, документы, подтверждающие почтовое отправление, и ответ фирмы необходимо направить в управление по делам защиты прав потребителей в АРК, сопроводив их заявлением. «Мы разберёмся во всём и решим: выписывать ли фирме предписание или направлять туда проверку», - заверила Угнивенко.