Алексей Боярчук: Свободной земли в Ялте не осталось

22 Январь 2011 969
Фото автора.

Жителей полуострова уже порядком допекли скандалы, связанные с незаконной приватизацией земель санаториев, пансионатов, да и просто прибрежных земель у кромки моря, сотрясающие Южный берег Крыма с завидной регулярностью. Каждая новая власть заявляет, что уж с её-то приходом наступит долгожданная стабильность и земельные проблемы будут решены раз и навсегда. Держит ли руку на пульсе событий на ЮБК нынешнее руководство Ялтинского горсовета? Способно ли оно остановить земельный «дерибан»? Насколько эффективна существующая система административного управления в Большой Ялте? Может ли она защитить плато Ай-Петри от вандалов, загрязняющих окружающую среду? Об этом и не только корреспондент «Крымской правды» беседует с городским головой летней столицы полуострова Алексеем БОЯРЧУКОМ.

- Генеральный план развития Ялты принят года два назад. Какие построенные прежде объекты и в частности высотные здания вписались в его рамки, а какие - нет?

- Сегодня вы найдёте не более шести-восьми таких новых объектов, хотя в советские времена высотные здания строили сотнями. Разница в том, что сейчас многоэтажки пытаются строить в центре города, а раньше - в основном на окраинах. Самый скандальный объект - строение на месте ресторана «Бригантина». Застройщик получил разрешение на строительство многоквартирного жилого дома ещё до принятия генплана развития города. Сначала было восемь надземных этажей, теперь их - двенадцать. Мы приняли решение о прекращении строительства и судимся с застройщиком. В принципе, незаконно возвести многоквартирный высотный дом невозможно. Вопрос в том, законно ли согласовывалась высотность здания, выдавалось разрешение на отвод земельного участка и использование его по целевому назначению? По этим моментам надо разбираться и наказывать чиновников, которые подписывали документы.

- Что мешает вам защитить от застройки городские парки?

- Три парка - Массандровский, Ливадийский и Мисхорский - относятся к Госадминистрации парков-памятников, подчинённой Министерству охраны окружающей природной среды Украины. Это самостоятельное юридическое лицо, и в этом заключена огромная проблема. Взять, к примеру, Мисхорский парк, границы которого в своё время не были определены. Депутаты Кореизского поссовета начали раздавать там землю, оправдывая свои действия тем, что «нет границ - нет парка». Сейчас за эти деяния взят под стражу первый заместитель главного архитектора Ялты, который согласовывал документы, а землеотводы признаются недействительными. В Массандровском парке ситуация сложнее. Местный поссовет прошлого созыва тоже дал разрешение на отвод земельных участков. А те, кто получил госакты, застроили участки, таким образом нанеся прямой ущерб государству.

Мы неоднократно обращались в Минприроды Украины с просьбой о передаче парков городу. Но это объекты государственного значения, а значит, должны находиться в подчинении центральных органов власти. Чтобы переподчинить их городу, необходимо менять действующее законодательство.

Бюджетный шиш и административный бакшиш

- Массандровский и Ливадийский поссоветы прославились земельными скандалами, в том числе связанными с выделением земель Ялтинского горно-лесного заповедника.

- У поссоветов огромные полномочия, особенно в распределении земельных участков. Посёлки получают огромные официальные доходы от продажи земель. В то же время поселковые школы финансирует городское управление образования, больницы и поликлиники - управление здравоохранения Ялты. Мы обращались к поссоветам предыдущих созывов с просьбой взять на себя этот финансовый груз, но не встретили понимания. С нынешним же депутатским корпусом уже подписано соглашение, определяющее необходимый объём финансирования из поселковых бюджетов. Это первый шаг на пути сотрудничества в рамках соглашения Совета мэров Большой Ялты.

- Может, проще напрямую подчинить посёлки Ялте?

- У нас есть несколько вариантов реформы системы управления Большой Ялтой. Наиболее эффективной является модель города с районным делением. Все расходы и доходы будут осуществляться через единый бюджет, что очень удобно. Скажем, нищая Гаспра и богатый Форос несравнимы по уровню благоустройства, работе жилищно-коммунального хозяйства, состоянию дорог и иным параметрам. А вот если бы существовал единый бюджет, эту разницу можно было бы свести практически к нулю.

Шалманный экстрим на Ай-Петри

- На плато Ай-Петри продолжают стоять шалманы и домики. Что с этим можно сделать?

- Плато Ай-Петри - территория без инфраструктуры. Чтобы создать условия для развития бизнеса и привлечь инвесторов, необходимо провести туда водовод и газопровод, соорудить канализацию. Единственное, что есть сегодня, электроэнергия, поэтому и появляются шалманы.

Отмечу, горнолыжный курорт на Ай-Петри возможен лишь как курорт местного значения. Самый длинный горнолыжный спуск здесь - лишь 1200 метров, тогда как на зарубежных курортах 7-14 километров. Чтобы увеличить протяжённость спуска, следует укрепить его основание с помощью снежных пушек, а для этого необходима промышленная подача воды, которой на Ай-Петри нет. Тянуть водовод из Ялты или Бахчисарая, ставить насосы для перекачки воды - дорого. Но и оставлять Ай-Петри в ныне существующем виде не хочется. Ведь люди едут на курорт не только ради того, чтобы просто позагорать на пляже. Мы должны предоставить туристам определённые услуги: вывезти на Ай-Петри, зимой дать возможность прокатиться на санках и снегоходах, поесть тот же шашлык. Да, надо убрать шалманы и забегаловки и построить нормальные рестораны с очистными сооружениями, чтобы вода не сливалась в выгребные ямы.

- А как насчёт протестов экологов? По их мнению, наплыв туристов может «убить» Ай-Петри.

- Действительно, плато Ай-Петри - водозабор Ялты. Отсюда вода попадает в город, и в последнее время её качество стало хуже. В основном на это влияют продукты жизнедеятельности находящихся там животных: лошадей, верблюдов, ишаков. Конечно, воду в город подают после очистки, и ялтинцы этого не ощущают, но факт остаётся фактом. Но экологи должны не просто критиковать или заявлять о том, чего нельзя, но и давать конструктивные ответы на вопрос, что можно и следует делать для достижения разумного компромисса. Например, в царские времена Ай-Петри было местом выпаса овец. Летом их паслась там не одна тысяча голов. Почему же сегодня животные на плато - проблема?

- Есть ли планы приведения плато Ай-Петри в цивилизованный вид?

- Расцвет инвестиционной привлекательности города пришёлся на докризисный период.
А сегодня инвесторов трудно привлечь не то что на Ай-Петри, но даже в центр города. Обычно из тысячи переговоров с инвесторами «срастаются» лишь один-два варианта. А когда нет и этой тысячи......

Автомобиль, «пробка» и белый пароход

- В летний сезон в Ялту прибывают многочисленные автотуристы, и возникают проблемы с парковкой автомобилей. Как контролируются парковки, что делать, чтобы доходы от них попадали в городской бюджет, а не в чей-то карман?

- Парковки - не способ зарабатывания денег, скорее, инструмент для благоустройства города и регулирования движения автотранспорта. Конечно, они приносят свою копейку городской казне, но в общем объёме бюджета этот вклад незначителен. Дабы навести здесь порядок, мы полностью отказались от услуг частных структур и создали городское коммунальное предприятие. А то мало ли какую сумму парковщик может озвучить отдыхающему в качестве платы! Мне не раз называли заоблачные: за час парковки автомобиля - 40-60 гривен. Кроме того, если раньше тарифы за парковку утверждали местные Советы, то теперь их будут определять согласно постановлению Кабмина.

- Из-за дорожных «пробок» летом поездка на автомобиле от автовокзала до набережной Ялты сродни подвигу. Как решить транспортную проблему?

- Мы не можем расширить дороги, поскольку к ним примыкают многоквартирные жилые дома. Приглашали специалистов из Киева, занимающихся автодорогами, однако они так и не смогли наметить реальные пути решения вопроса. Предложили лишь соорудить пару канатных дорог, одну из которых действительно сделаем, и несколько транспортных развязок. Будет реализован и инвестиционный проект двухуровневой парковки. Предлагались и необычные варианты, например, запрет на въезд в центр города иногороднего автотранспорта. Но это может привести к значительной потере туристов.

- Каковы перспективы развития круизной сферы в связи с тем, что Ялтинский порт принят в Международную круизную ассоциацию?

- Ведутся переговоры с круизной компанией «Ройял Карибиан». Министерство транспорта и связи Украины в лице Ялтинского морского торгового порта готово подписать договор о строительстве внешнего рейда, что позволит принимать одновременно не четыре круизных лайнера, как сегодня, а пять-шесть. Для Ялты это солидный приток отдыхающих. Необходимо (таково одно из условий круизной компании) создать условия для подвоза туристов автобусами. А это напрямую связано с решением проблемы транспортных «пробок».

Земельные «плюшкины» и газоны на мусоре

- Землю в Ялте в своё время раздавали направо и налево. Нельзя ли ввести систему контроля над земельными решениями? Есть ли планы продажи земли с аукционов? И сколько земли у самого мэра Ялты?

- У меня шесть соток земли на территории Симеизского поселкового Совета. А вообще замечу, что прежняя практика бесконтрольного распределения земель физическим лицам была в корне неверна. Например, в той же Грузии землю выделяют гектарами чуть не даром для строительства рекреационных комплексов и гостиниц. Главное там, чтобы пришёл системный инвестор, владеющий сетью аналогичных заведений в других странах мира. В Ялте же раздавали кому четыре, кому шесть соток земли, и город превратился в большой дачный массив, от которого нет доходов в местный бюджет, так как в отличие от аренды налог на землю - копеечный. А ведь вместо этого можно было строить сетевые гостиницы, отводить землю, даже бесплатно, под развитие рекреационной зоны. Кроме того, у нас немало санаториев, имеющих огромные участки земли и выход к морю. Считаю, что нужно заняться продажей этих в большинстве своём ведомственных санаториев, чтобы они начали приносить реальную пользу городу.

- С аукционов?

- Да хоть бесплатно отдавать сетевым инвесторам, но только с целью развития рекреации. Ведь работающий санаторий - это арендная плата, рабочие места, крупные платежи в бюджет. С аукционов же можно продавать, только если есть спрос. Сетевики сразу ставят условия: необходим выход к морю. А он занят ведомственными санаториями. Вместе с тем свободной земли в Ялте не осталось. Хотя не используются примерно 40% земель сельскохозяйственного назначения винсовхозов «Массандры». Но решение о передаче городу земель, о которых я говорю, должно приниматься на уровне Верховных Советов Украины и Крыма.

- Что будет с Гаспринским полигоном ТБО? Можно ли соорудить на нём мусороперерабатывающий завод с возможностью добычи биогаза? Или Ялта так и будет вывозить мусор в другие города Крыма, например, в Саки, Севастополь, Алушту?

- Из госбюджета Украины выделены средства на рекультивацию Гаспринского полигона бытовых отходов. В течение семи-восьми лет на месте террикона в пять миллионов кубов мусора появятся зелёные газоны. Проект прошёл экспертизу, и работы идут полным ходом.

Мусоропереработка - очень дорогой метод. А самая простая и дешёвая схема сжигания мусора в Ялте запрещена. Хотя в той же Москве мусоросжигающие заводы установлены прямо в центре города. Такие предприятия напоминают реанимационное отделение Ливадийской больницы: кафель, идеальная чистота, никаких запахов, люди в белых халатах. Сегодня дотация из городского бюджета на вывоз мусора составляет порядка четырнадцати миллионов гривен в год, а если бы был мусоросжигающий завод, эти деньги можно было бы направить на ремонт дорог, кровель, объектов социальной инфраструктуры.

Пляжные вопросы и курортные прогнозы

- Будут ли пляжи в Ялте бесплатными?

- У нас четыре городских пляжа: Массандровский, городской, «Солнечный» и «Дельфин», остальные - санаторские. Мы принимали решения, обязывающие директоров курортных учреждений не брать плату за вход на пляжи с местных жителей, и это делают в 95% санаториев. Что же касается городских пляжей, то «Дельфин» и городской пляж для местных жителей бесплатны. Разбитый штормами «Солнечный» находится в стадии реконструкции. А с арендаторами Массандровского пляжа мы долго судились, пытаясь вернуть его городу, но, увы, пока этого добиться не удалось.

Дело в том, что вообще не взимать деньги за пользование пляжем невозможно. Скажем, без предварительного подводного исследования пляж не может быть открыт, а стоит такое исследование недёшево. В сезон его необходимо убирать и вывозить мусор. А самая дорогая процедура - отсыпка щебёнкой одной карты пляжа обходится в 400 тысяч гривен. При этом первый же шторм может унести гальку в море. Кроме того, требуют ремонта те же буны и навесы. И если всё делать за счёт города, на это просто не хватит средств.

- Где обычно проводит отпуск мэр Ялты?

- В Крыму - на плато Ай-Петри. Но в отпуске бываю крайне редко.

- Говорят, прогнозы - вещь неблагодарная, и тем не менее каков ваш прогноз на предстоящий курортный сезон, какой вы видите Ялту, скажем, лет через пять?

- Пик падения количества отдыхающих пришёлся на 2009 год. В нынешнем мы должны выйти на показатели выше прошлогодних, а настоящий подъём наступит в 2012-м. Думаю, уже в следующем году Ялта снова станет привлекательной для инвесторов. И через пять лет мы сделаем резкий скачок в развитии.

Досье

Алексей Боярчук родился 10 апреля 1972 года в Ялте. Окончил Симферопольское высшее военно-политическое строительное училище, а затем прокурорско-следственный факультет Национальной юридической академии им. Ярослава Мудрого по специальности «правоведение». Проходил службу следователем Севастопольского управления СБУ. С 2006-го по 2010 год - секретарь Ялтинского городского Совета. С марта 2010 года - народный депутат Украины. Жизненное кредо - всегда поступать порядочно. Предпочитает документальные книги по военной и исторической тематике, интересуется историей России и Украины, историей религии. Для работы смотрит выпуски новостей и телеканал «Рада». Для души телевизор смотреть практически некогда. Из блюд предпочитает яичницу, из спиртных напитков - виски. Увлекается экстремальными видами спорта: катанием на мотоцикле, квадроцикле, снегоходе, а также дайвингом и горными лыжами. В людях ценит порядочность и открытость.

Алексей ЕРМОЛИН.