Кто в ответе за молоко?

20 Январь 2011 841
Молоко на рынке не каждому по карману.
Молоко на рынке не каждому по карману. Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

Дефицит молока на Украине и в Крыму увеличивается, и рычагов для остановки этого процесса правительству найти не удалось. Цены на молочную продукцию растут, а барыши, по мнению чиновников, уходят в карманы перекупщиков и переработчиков, которые скупают сырьё за бесценок. Сельчане же продолжают вырезать молочный скот. Как выяснилось, главной виновницей происходящего является пустая государственная казна.

Дефицит молока на Украине и в Крыму увеличивается, и рычагов для остановки этого процесса правительству найти не удалось. Цены на молочную продукцию растут, а барыши, по мнению чиновников, уходят в карманы перекупщиков и переработчиков, которые скупают сырьё за бесценок. Сельчане же продолжают вырезать молочный скот. Как выяснилось, главной виновницей происходящего является пустая государственная казна.

Как сообщил председатель комиссии Верховного Совета АРК по вопросам социального развития села Николай Колисниченко, вся беда в том, что селянину за молоко платят копейки. По его словам, руководство крымского молокоперерабатывающего объединения АОА «Крыммолоко» уже четыре месяца не рассчитывается с производителями, которые заявили, что вынуждены идти на уничтожение поголовья крупного рогатого скота. Долг «Крыммолока» поставщикам сырья, по официальным данным, составляет 1 миллион 897 тысяч гривен.

- Литр молока переработчики покупают за две гривны, когда реально он стоит семь-восемь гривен, - подчеркнул Колисниченко.

В Министерстве аграрной политики Крыма подтвердили: поголовье действительно сокращается. По официальным данным, во всех категориях хозяйств на начало этого года осталось только 85,1 тысячи коров. Упало за год и производство молока: с 367 до 353 тысяч тонн, или почти на 4%.

По словам замминистра АПК Крыма Николая Полюшкина, по итогам прошлого года сокращение производства наблюдается во всех отраслях животноводства, кроме производства птицеводческой продукции. Однако существенной помощи от государства по принятым ранее правительственным программам развития пока нет.

По данным Госинспекции по закупкам и качеству, средняя закупочная цена литра молока в автономии у сельскохозяйственных предприятий составляет 3,1 гривны, у населения - 2,58 гривны. На рынке тот же литр потребителю предлагают за семь-восемь гривен, к этой планке подтягивается стоимость других молочных продуктов - сливочного масла, творога, сметаны.

Как пояснили нашей газете в правлении ОАО «Крыммолоко», пенять на высокие розничные цены на ассортимент молочной продукции» по меньшей мере неуместно: последнее незначительное повышение оптово-отпускных цен на предприятиях объединения произошло в октябре прошлого года. Сейчас по требованию Антимонопольного комитета Украины в связи с решениями Кабмина рост цен на молоко и другие социальные продукты искусственно сдерживается. Более того, рентабельность при производстве масла, творога, многих видов твёрдых сыров и пастеризованного молока в последнее время очень низкая, а по некоторым позициям вообще приходится работать себе в убыток.

Например, по словам главного бухгалтера объединения Светланы Кузнецовой более 50 тонн сухого молока, произведённого на Раздольненском заводе, не удаётся реализовать потому, что стоит килограмм продукта около 30 гривен, а предлагают за него только двадцать, что меньше расходов на производство.

- Мы не используем растительные жиры и не делаем молочный суррогат, поэтому мы не можем закупать сырьё по четыре гривны за литр, как этого хотелось бы владельцам дойных коров, - пояснила Кузнецова. - Но и официальные данные не совсем верны: в автономии нет ни одного хозяйства, которое согласилось бы сдавать молоко по 3,1 гривны за литр: цена закупки колеблется от 3,5 до 3,8 гривны. У частника ниже качество продукции, поэтому и оплата ниже.

На головном предприятии согласились, что задержка с оплатой поставленного молока существует, возникла она по не зависящим от партнёров причинам. Во-первых, в судебном порядке идёт разрешение споров, возникших ещё в 2009 году, когда Кабмин Тимошенко отменил обещанную дотацию за сданное на переработку молоко. Одним росчерком пера правительство тогда «повесило» на объединение около 6 миллионов убытков. 

Во-вторых, более половины молочной продукции поступает в учреждения бюджетной сферы: больницы, санатории, детские сады, госпитали. А те не могут рассчитаться по полтора-два месяца, пока не получат соответствующее финансирование.

- Бюджетники нам должны около полутора миллионов гривен. Ещё столько же мы могли бы выручить от реализации складированного сухого молока. И всё же мы регулярно рассчитываемся с поставщиками: сейчас, к примеру, за молоко, сданное в конце ноября и декабре прошлого года, - заверила Кузнецова.

Но проблема надвигающегося дефицита молока в автономии и стране в целом не теряет своей остроты: переработчикам с каждым годом всё труднее найти нужные объёмы сырья, а хозяева рогатой скотины всё чаще берутся за нож, чтобы, принеся свою бурёнку в жертву, выйти из тупиковой ситуации. Потребители жалуются, покупая втридорога «порошковую молочку» неизвестного происхождения, и тоже заслуживают лучшей жизни.

Три года назад крымчане просили у Кабмина тысячу гривен в год на корову, теперь из-за инфляции нужно уже три тысячи. Их, может быть, и дали бы, будь в госказне необходимая сумма. А потому «крайними» за нехватку молочного сырья и неадекватные цены на конечный продукт оказываются те, на кого проще указать пальцем: без вины виноватые сельчане и производители.

Кстати

Раздольненское сливочное масло, вкус которого помнят крымчане, сейчас изготовляется в ограниченных количествах. Раздольненский молокоперерабатывающий завод, который специализируется на производстве сухого молока, «сгущёнки» и масла, работает на 10-20% своей мощности. В дирекции объединения ОАО «Крыммолоко» обещают, что производство прославленного масла можно будет возобновить, когда пойдёт «большое молоко» и упадут закупочные цены на него: не ранее апреля-мая текущего года.

Наталия ГОНЧАРОВА.