Как мы шли к референдуму

19 Январь 2011 834

Путь к возрождению государственного статуса Крыма имеет почти полувековую протяжённость. Созданная по декрету Ленина 18 декабря 1921 года, за год до образования Союза ССР, Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика 30 июня 1945 года указом президиума Верховного Совета СССР была преобразована в область. Спустя год эта несправедливость была закреплена законом, принятым Верховным Советом РСФСР.

Разоблачитель культа личности Сталина Никита Хрущёв тем не менее продолжил дело вождя, «отца всех народов». Указом президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 года Крым в качестве юбилейного подарка от имени РСФСР преподносился братскому народу УССР в связи с 300-летием воссоединения Украины с Россией. В пожарном порядке «подарок» оприходовали: поменяли вывески на государственных учреждениях и магазинах, потребовали немедленного перевода делопроизводства на украинский язык, обязательного изучения его не только в школах, но и на срочных курсах, созданных в учреждениях и на предприятиях. Попытка украинизации Крыма потерпела фиаско, и с этим смирились.

Впрочем, в Советском Союзе русский язык являлся языком межнационального общения, считай - государственным, его знали все, в том числе и на Украине. Двуязычие было естественной нормой общения людей и в западных областях. В начале восьмидесятых годов мне довелось присутствовать на областной отчётно-выборной комсомольской конференции в Луцке, на родине ОУН-УПА. Обсуждение велось на русском и украинском языках - кому как удобнее. Русскую речь понимали и воспринимали в гостинице, в магазине, в музее, на улицах города. Как же получилось, что именно язык стал точкой преткновения?

Язык твой - враг мой

В конце восьмидесятых годов народное хозяйство Страны Советов затрещало по швам. Речистый пустозвон Горбачёв наперекор законам экономики попытался подпереть разрушающуюся державу запоздалой и неуклюжей перестройкой. Но тщетно. В стране не хватало продовольствия. Народ дошёл до точки кипения.
Чтобы сдержать людской гнев, требуется что? Правильно, найти врага. А его давно уже «вычислил», не к ночи будь упомянутый, идеолог ЦРУ Збигнев Бжезинский - это «империя зла» Советский Союз. Ну и «клятые москали», которые съели всё украинское сало, мясо и колбасу. Дух украинского сепаратизма умело подогревался и режиссировался. Всплеск национальных страстей вылился в дискриминационный закон о языках, когда мы ещё жили в едином Отечестве. И крымчане всерьёз задумались: а что станет с нами?
В эту же пору после принятия Верховным Советом СССР 14 ноября 1989 года Декларации «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергнувшихся  насильственному переселению, и обеспечении их прав» к родным очагам потянулись из мест поселений крымские татары, болгары, греки и немцы. А коль репрессивные акты признаны незаконными, стало быть, надо восстановить справедливость и отменить противоправные указ и закон, лишившие Крым автономии. И сделать это должны те, кто эти акты издал.

Своею собственной рукой

В сентябре 1990 года сессия Крымского областного Совета приняла заявление о необходимости отмены указа президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 года и Закона РСФСР от 25 июня 1946 года «как неконституционных, с целью восстановления исторической справедливости» и направила его в союзный и российский парламенты. Москва ответила молчанием.
Зато нагрянула группа депутатов из Киева во главе с заместителем председателя постоянной комиссии по вопросам государственного суверенитета, межреспубликанских и межнациональных отношений А. Корнеевым. Руководитель делегации с ходу заявил, что поскольку Украина провозгласила себя суверенным государством, то только она и может входить в отношения с другими государствами, и сессии областного Совета следовало не самой направлять заявление в Москву, а обратиться для этого с ходатайством в Верховный Совет УССР. И вообще, подытожил парламентарий, нас смущает сама постановка вопроса, что административно-территориальная единица претендует на государственное образование. Факт автономии в прошлом, вхождение в состав РСФСР - не аргумент. В прошлом у нас много чего создавалось.
А тем временем в Киеве, науськанные оппозицией, объявили голодовку 2 тысячи студентов. Они выдвинули требования: Украина не должна участвовать в разработке и подписании Союзного договора. Большинством голосов Верховный Совет УССР удовлетворил эти требования.
Медлить дальше было нельзя. Пришёл час самим заявить о своих правах, в том числе и о праве жить в Советском Союзе.

Референдуму быть!

Решение «О проведении референдума» и Декларацию о государственном и правовом статусе Крыма, в которой и определён вопрос, выносимый на референдум, областной Совет народных депутатов принял 12 ноября 1990 года. Правовой путь воссоздания попранной государственности Крыма не предоставлял широкого выбора. Союзное государство после провозглашения рядом республик деклараций о суверенитете теряло реальную власть, а потому и медлило с рассмотрением крымского вопроса. Между Россией и Украиной готовился Договор, который подписали 19 ноября. А в нём чётко обозначалось, что обе республики признали территориальную целостность Украины и России в ныне действующих границах. Более того, когда после подписания документа на пресс-конференции в Киеве Бориса Ельцина спросили, будет ли Верховным Советом России рассматриваться вопрос о статусе Крыма, он ответил: «Россия не обсуждала этот вопрос. Это дело народа Крыма и Верховного Совета УССР. Мы на эту провокацию не поддадимся, будем уважать суверенитет Украины». И это означает, что мы могли воссоздать автономию только в рамках Украинской ССР. Ну что ж, лучше синица в руках…Вопрос, вынесенный на референдум, звучал так: «Вы за воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора?».Это означало, что, придя 20 января 1991 года на участки для голосования, крымчане должны будут сказать «да» или «нет» воссозданию автономной республики, то есть повышению правового статуса Крыма. Причём только в неразрывной связи с Союзом ССР и только в его составе в качестве субъекта, то есть участника Союзного договора. В случае, если Украина откажется его подписать, Крым, став автономной республикой, сможет это сделать самостоятельно. Автономия являлась необходимым основанием и условием для возможности участия Крыма в Союзном договоре. Быть или не быть автономии, решал референдум. Принятое всенародным голосованием решение являлось окончательным, не нуждалось в подтверждении и не подлежало отмене.

И этот час настал

Всё напряжение этого дня, 20 января 1991 года, особенно ощущалось в областной (центральной) комиссии по проведению референдума. Дежурство членов комиссии началось с половины седьмого утра. К девяти получили первые сведения о ходе голосования. К тому времени на участках уже побывало 10,7% крымчан, внесённых в списки. Особенно активно началось голосование в Советском районе - 32%, Раздольненском - 27, Красноперекопском - 25,6%.К полудню число граждан, явившихся на участки для голосования, в целом по области составило 45,8%. А согласно Временному положению о референдуме для того, чтобы признать его состоявшимся, в нём должно принять участие более половины взрослого населения   области.В областную комиссию за удостоверениями на право участия в референдуме обратились с утра двое граждан. Один из них - В. Л. Целио, грек по национальности. Он прибыл для этого из Нижнего Тагила - места своего нынешнего проживания после депортации.Из самых дальних уголков страны поступали и телеграммы. «Временно нахожусь на Чукотке, - телеграфировал в частности крымчанин Горностаев. - Голосую за республику». Из Североморска телеграфировали Мязины, Масловы, Любецкие, Комиссаровы: «Поддерживаем воссоздание Крымской автономной республики как субъекта Союза ССР и участника   Союзного   договора».О голосовании сообщило Кокандское общество советских греков: за воссоздание Крымской АССР подали голоса 888 человек, против - нет. К сожалению, этот результат не засчитывается - за пределами области референдум  не проводился.К 15 часам стало окончательно ясно, что призывы ОКНД, Руха, Украинской республиканской партии, Демократического союза бойкотировать референдум оказались несостоятельными. Только в Симферополе, где активнее всего велась «антипропаганда», к этому времени проголосовал 71% горожан.В 22 часа 36 минут поступила первая телеграмма из Советского района: в референдуме приняло участие 83% населения, из них за воссоздание Крымской АССР проголосовало 96,7%.Всю ночь в областную комиссию поступали протоколы голосования и другие документы.К 8 утра 21 января стал известен окончательный результат. Его и утвердила на своём заседании областная (центральная) комиссия по проведению референдума.

Перспективы

Введённый в действие Закон СССР от 26 апреля 1990 года «О разграничении полномочий» между Союзом и субъектами федерации» являлся основой для обновления договорных отношений между Союзом ССР и субъектами федерации.Статья 1 этого закона гласила, что автономные республики обладают всей полнотой  государственной власти на своей территории вне пределов полномочий, переданных ими в ведение Союза и союзных республик. Объём полномочий, делегируемых Союзу и союзной республике, определяет сама автономная республика. Статья 4 данного закона предусматривала, что в области экономического и социально-культурного строительства на своей территории автономная республика имеет те же права, что и союзная республика, за исключением тех, которые по соглашению (и только по соглашению) между ними относятся к ведению союзной республики.Объём прав автономной республики в области экономики чётко обозначен в Законе СССР от 10 апреля 1990 года «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик». Вот несколько позиций, характеризующих возможности автономной республики в области экономики:- владение, пользование и распоряжение землёй, другими природными ресурсами;- принятие законов и других нормативных актов, регулирующих условия хозяйственной деятельности на территории республики;- решение вопросов налогообложения и осуществления бюджетной деятельности;- регулирование инвестиционной деятельности и условий строительства на территории республики;- осуществление внешнеэкономической деятельности, ведение приграничной и прибрежной торговли;- осуществление природоохранной деятельности.

«Голосую за свою судьбу!»

По страницам газеты в январе 1991 года

Автономия Крыма даже в составе УССР будет иметь значительные преимущества по сравнению с тем бесправным положением, в котором область находится сегодня. Если будет воссоздана Крымская АССР, она примет свою конституцию, языки основных народов, её населяющих, русский, украинский и крымскотатарский станут равноправными. Отношения с УССР будут строиться на основе заключённого с нею договора.
В случае выхода Украины из СССР Крым на основании волеизъявления своего народа будет иметь право этот вопрос решить самостоятельно. Нам не на кого надеяться. Во имя нашего будущего мы должны помочь себе сами.
В. ПАВЛЫШ,
инженер.
* * *
Положительное решение референдума о государственном и правовом статусе Крыма восстановит историческую справедливость, даст нам право участвовать в подписании Союзного договора. А это значит, что мы, крымчане, останемся верными всесоюзному братству, будем независимы от всяких экстремальных обстоятельств, связанных с действиями руховцев и прочих антинародных движений в республике.
Из обращения членов
Симферопольского военно-научного общества к 70-тысячной армии
ветеранов-фронтовиков.
* * *
Обеими руками голосую за автономию! Если и можно сказать что-то критическое в отношении референдума, так это то, что проводить его надо было ещё лет двадцать назад.
О. БОРИСОВ,
пенсионер. 
Симферополь.
* * *
Совсем недавно я закончила институт. Казалось бы, жизненный опыт не позволяет говорить о таких высоких материях, как «государственность региона», оперировать категориями политиков и экономистов. Но жизнь сегодня такова, что требуется участие всех граждан в строительстве нашего крымского дома. Будучи сторонницей демократических перемен, приветствую референдум как самый демократический способ волеизъявления народа.
М. КУДЬ,
сотрудница «Крымтехпрома».
Симферополь.
* * *
Я голосовал за автономию Крыма. Голосовал за укрепление СССР, за участие Крыма в Союзном договоре.
В. БРУСНИКИН,
офицер в отставке.
Севастополь.
* * *
Выбор делаем не только для себя, но и для своих детей и внуков. Так, как сегодня живём, дальше жить нельзя.
В. СИДОРОВ,
ветеран труда.
Феодосия.
(Разговоры
на избирательном участке).

От областной (центральной) комиссии
по референдуму в Крымской области

О результатах референдума о государственном и правовом статусе Крыма

21 января 1991 года состоялось заседание областной (центральной) комиссии по референдуму в Крымской области, рассмотревшей результаты референдума о государственном и правовом статусе Крыма, состоявшегося 20 января 1991 года.
На основании представленных протоколов городских и районных комиссий по референдуму областная (центральная) комиссия сообщает, что:
- общее число граждан, внесённых в списки для участия в референдуме, составляет 1.770.841 человек;
- число граждан, которые получили бюллетени, - 1.443.260 человек;
- число граждан, которые приняли участие в голосовании, - 1.441.019 человек, что составляет 81,37 процента от внесённых в списки для участия в референдуме;
- число голосов, поданных за воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора, составляет 1.343.855, или 93,26 процента от принявших участие в референдуме;
- число голосов, поданных против одобрения вынесенного на референдум вопроса, составляет 81.254, или 5,64 процента от принявших участие в голосовании;
- число бюллетеней, признанных недействительными, составляет 15.910.
Комиссия утвердила результаты референдума, состоявшегося во всех городах и районах области.
Областная (центральная) комиссия
по референдуму в Крымской области.

Татьяна РЯБЧИКОВА.