Герой из крымской столицы

19 Январь 2011 1175
Иван Рыбалко. Фото с сайта www.warheroes.ru
Иван Рыбалко. Фото с сайта www.warheroes.ru

Увы, улицы его имени (впрочем, как и других Героев Советского Союза, уроженцев Симферополя) в крымской столицы нет. Лишь в микрорайоне Белое не так давно появилась улица его однофамильца - дважды Героя, маршала бронетанковых войск. Ему же, гвардии капитану Ивану Рыбалко, в эти дни исполнилось бы 95 лет.

 

Передовик завода

Иван Фёдорович обязательно дожил бы до славного юбилея, но - война. Фашисты оборвали жизнь 29-летнего симферопольца, так и не узнавшего, что через два месяца появится указ о присвоении ему звания Героя Советского Союза, а через три - будет Победа.
Он появился на свет 17 января 1916 года. Родители у парня были простые труженики, и он, следуя их примеру, от работы не отлынивал. Одновременно с учёбой в вечерней школе трудился на кожевенном заводе «Крымский большевик» (позже - кожевенно-обувной комбинат имени Ф. Дзержинского). Отцу нашей читательницы Валентины Игнатовой довелось работать вместе с будущим героем.
- Проработали они вместе, видимо, всего ничего, - рассказывает Валентина Степановна. - Папа мой только пришёл на кожзавод, что располагался в помещениях бывшего авиазавода в районе нынешнего симферопольского радиорынка, а Иван Рыбалко вскоре уехал в Москву. Но, как рассказывала мне мама, Ивана отец запомнил. Тот был передовиком, которого всегда ставили «нашему разбышаке» в пример. Однако негорделивым был Рыбалко, охотно помогал, советовал, хотя сам был ещё молодым. Потом Ивана направили в столицу учиться в специализированный техникум, а у отца моего с работой этой не сложилось - своё нашёл в шофёрском деле. 
О том, что знаком был с Иваном Рыбалко - добрым парнем с серьёзными глазами и умелыми руками, отец часто вспоминал на фронте: он воевал в танковой армии генерала Павла Рыбалко и в шутку говорил друзьям, что в юности работал с «сыном» командарма. Мама рассказывала, что даже какую-то фронтовую газету присылал, в которой был указ о награждении земляка «Золотой Звездой». Жаль только, не сохранилась она. Папу примерно в то же время медалью «За отвагу» наградили, так он писал: «Не зря мне Ивана-мастера в пример ставили, он опять - передовик, да и я не подкачал - бьём фашистов как надо». Мама говорила, что папа мечтал вернуться в Симферополь и, взяв на плечи мышку-малышку (так родители называли меня, родившуюся за год до войны), разыскать «сына» командарма, чтобы вспомнить молодость. Но не судьба: отец пропал без вести при взятии Берлина, а Иван Рыбалко, как оказалось, погиб - за несколько месяцев до штурма вражеского центра.
Теперь в День Победы я обязательно кладу цветы и к Вечному огню в парке имени Гагарина - в память о папе, и к гранитной плите рядом, где выбита фамилия симферопольского Героя Советского Союза Ивана Рыбалко. Словно соединяю их, защитников, веточками сирени.

Комбат на Одере

Кроме Московского техникума лёгкой промышленности Иван Рыбалко окончил в столице и Краснознамённое военно-пехотное училище имени Верховного Совета РСФСР. А потом была война и первые тяжёлые бои лейтенанта уже под Смоленском. В его жизни было всё: атаки и отступления, потери товарищей, ранения в июне 1942 и марте 44-го, тревожные мысли о родных, оказавшихся в оккупированном Крыму, и вера в Победу. Тогда, в январе 45-го, гвардии капитану, старшему адъютанту (начальнику штаба) 3-го мотострелкового батальона 17-й Гвардейской Краснознамённой ордена Суворова механизированной бригады 6-го Гвардейского механизированного корпуса 4-й танковой армии 1-го Украинского фронта Ивану Рыбалко в неё верилось особенно. Ведь Советский Союз уже полностью освобождён, осталось совсем немного до Берлина.
Путь преградила река Одер у городка Кёбен (ныне посёлок Хобения в Польше). Но и она не остановила атаку: 25 января части бригады форсировали ледяную воду. «Когда выбыл из строя по ранению командир батальона, Рыбалко смело взял руководство на себя, - строки из наградного листа, подписанного командиром бригады гвардии подполковником Леонидом Чуриловым 29 января 1945 года, опубликованные в общедоступном электронном банке документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», созданном при Минобороне России. - Противник вёл интенсивный огонь, но, несмотря на опасность, гвардии капитан непосредственно руководил переправой личного состава, используя подручные материалы. Сам Рыбалко одним из первых форсировал Одер и с кучкой бойцов в течение дня отбил тринадцать вражеских атак. Личный героизм командира батальона воодушевлял бойцов, и в ожесточённых боях по расширению плацдарма и очищению от противника местечка Кёбен люди Рыбалко сражались исключительно смело. Товарищ Рыбалко лично уничтожил двух вражеских солдат. Благодаря личному героизму и умелому руководству батальоном во время форсирования реки Одер на левом берегу был создан необходимый плацдарм и удержан до подхода полевых войск. За этот период противник понёс огромные потери: убито 230 солдат и офицеров и пленено 83 гитлеровца, захвачено 49 автоматов, 52 карабина, 11 пулемётов». Нашего земляка, уже награждённого орденами Красной Звезды и Отечественной войны, представили к званию Героя Советского Союза.
Через неделю после представления, 4 февраля 1945 года, Иван Рыбалко погиб. Согласно списку безвозвратных потерь офицерского состава 17-й Гвардейской Краснознамённой ордена Суворова механизированной бригады, опубликованному в обобщённом банке данных «Мемориал», похоронен на площади освобождённого Кёбена на Одере. Впрочем, выяснить, сохранилась ли до наших дней в польском посёлке могила Ивана Рыбалко и ещё сотен солдат и офицеров Красной Армии, в том числе и нескольких Героев Советского Союза, не удалось. Во всяком случае в каталоге «Учтённых захоронений советских воинов, военнопленных и гражданских лиц, погибших на территории Польши в годы Второй мировой войны» ссылки на эти захоронения нет. А в Симферополе, где 95 лет назад Иван Рыбалко появился на свет, память о нём осталась в строчке на плите у Вечного огня в парке имени Гагарина - среди других фамилий Героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы, кавалеров четырёх медалей «За отвагу», живущих, родившихся, живших или похороненных в крымской столице.
* * *

«Здравствуйте, дорогие мои папа, мама и сестра Поля! Недавно я узнал, что товарищи по оружию освободили наш родной город от немецко-фашистской своры. Не буду писать, как я радовался, вы сами можете представить. Живу я сейчас, как и все воины, - бью фашистов. Умирать, конечно, не собираюсь. Допишу письмо - и, возможно, прямо в бой. Враг ещё не добит, и его надо громить. Так что пока до свидания. Крепко-крепко обнимаю».

 

Строки из письма Ивана Рыбалко домой. 1944 год.
(Цитируется по сборнику «Звёзды немеркнущей славы». - Симферополь: Крым, 1967 год).

В тему

17-я Гвардейская Краснознамённая механизированная бригада, в составе которой воевал Иван Рыбалко, сформирована в июне 1943 года на базе 6-го Гвардейского Краснознамённого мотострелкового полка (бывшего 210-го мотострелкового полка). 210-й полк был сформирован в 1939 году в Пермской области, первое боевое крещение - в боях на реке Халхин-Гол. За участие в обороне Москвы награждён орденом Красного Знамени. За всю Великую Отечественную бригада, в которой сражался наш земляк, награждена орденами: Суворова 2-й степени (за освобождение Львова), Кутузова 2-й степени (за овладение городами Ратибор и Бискау, ныне Германия), Богдана Хмельницкого 2-й степени (за овладение рядом польских городов), Красного Знамени (за взятие Берлина). Кроме того, за овладение городом Петракув (Польша) бригаде присвоено почётное наименование «Петракувская». В 1957 году переформирована в 81-й Гвардейский мотострелковый Петракувский дважды Краснознамённый орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого полк. На долю его воинов выпали события в Чехословакии в 1968 году и Чеченская кампания в 1994-95 годах. В наши дни на базе полка создана отдельная мотострелковая бригада.