Научи учёного

5 Январь 2011 927
Быть учителем должно быть престижно и почётно.
Быть учителем должно быть престижно и почётно. Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

Под Новый год Дед Мороз положил под ёлочку крымским педагогам солидный подарок - республиканскую программу повышения престижности труда учителя. На предпоследней сессии ушедшего года депутаты Верховного Совета Крыма единогласно утвердили эту программу, рассчитанную на пять лет, и выделили почти двадцать восемь миллионов гривен из республиканского бюджета.

Согласно этой программе республиканские власти планируют за пять лет существенно повысить профессиональный уровень крымских учителей, привлечь в школу молодых специалистов, а также обеспечить неукоснительное выполнение социальных гарантий педагогических работников. Пакет социальных гарантий для учителей предполагает выплату целевых денежных премий лучшим классным руководителям и лучшим педагогам, оказание целевой денежной помощи молодым сельским учителям, предоставление им жилья или долгосрочных беспроцентных кредитов на его приобретение, а также оплату аренды съёмного жилья за счёт бюджета автономии или местного бюджета и т. д.

- На Украине такой программы нет, похожий проект работает в России, - рассказывает министр образования и науки Крыма Виталина Дзоз. - Так что Крым - единственный регион в нашей стране, где местные власти занялись повышением престижа труда учителя. Мы работали над этим проектом около полугода, провели встречи с крымскими педагогами, учли их замечания и предложения и в результате получили программу, которая, на мой взгляд, могла бы стать основой для хорошей докторской диссертации. Она структурирована, выверена, адаптирована к крымским реалиям, в ней есть смысл и философия. Главная цель этой программы - сделать так, чтобы звание «крымский учитель» было почётным, а профессия педагога стала одной из первых в рейтинге специальностей.

А для этого недостаточно просто повысить зарплату всем без исключения учителям - нужно в первую очередь совершенствовать их профессиональное мастерство. Ведь если учитель работает непрофессионально, то от повышения зарплаты качество его работы лучше не станет. Поэтому мы разработали целый ряд интереснейших мероприятий, начиная от конкурсов проектов молодых учителей и заканчивая созданием авторских школ под руководством победителей республиканского конкурса «Учитель года». Разумеется, их труд будет оплачен по достоинству благодаря включённому в программу пакету социальных стандартов для крымских педагогов. Раньше мы о таком могли только мечтать, а сегодня на это уже выделены деньги из бюджета республики! Я не тешу себя надеждой, что уже завтра в сфере крымского образования случится революция, но точно знаю, что мы делаем всё для того, чтобы решить накопившиеся за многие годы проблемы наших учителей.

Сами учителя в оценках более сдержанны, но программу в целом одобряют. По словам председателя Крымского отделения Ассоциации педагогов Украины Игоря Ковалёва, «главное, что республиканские власти впервые увидели, что можно что-то сделать на местном уровне».

- Это вполне серьёзная и конкретная программа, которую, к нашей общей радости, разработали с учётом пожеланий крымских педагогов, - говорит он. - В общем-то её создатели сделали всё, что от них зависит. Единственное, что мне непонятно, - зачем проводить столько мероприятий с «совковым» душком, все эти съезды классных руководителей и встречи, посвящённые разработке кодекса учителя? Что это даст, кроме красивого зрелища с обязательными аплодисментами и выброшенных денег? По-моему, это чистой воды формализм. Если учитель - профессионал, то никакие кодексы ему не нужны, он сам будет делать всё для того, чтобы оставаться на уровне. Но для престижа профессии должна быть ещё и соответствующая заработная плата, а сегодня учитель может заработать гораздо больше денег, если уедет в Германию или Францию и будет там мыть подъезды. Разве это правильно?

Только вот уровень зарплаты, равно как и размер пенсий, устанавливают не республиканские власти, а украинские, и пока что эти суммы гораздо меньше, чем хотелось бы. Специалисты считают: зарплата учителя должна быть больше средней зарплаты по стране (как это принято в европейских странах), а пенсия должна составлять не тридцать-сорок, а восемьдесят-девяносто процентов от зарплаты. Тогда и пожилые учителя смогут спокойно уходить на заслуженный отдых, и молодые специалисты с удовольствием будут идти работать в школы, зная, что их нелёгкая работа будет хорошо оплачиваться. Пока же крымским педагогам остаётся рассчитывать только на помощь властей автономии.

- Вот я читаю эту программу, и хочется верить всему, что там написано, - говорит двадцатипятилетняя Яна Рагулина, учитель украинского языка и литературы Бахчисарайского УВК «Школа-гимназия». - Всё замечательно: и бесплатные медосмотры для учителей, и выплата целевой помощи выпускникам вузов, которые идут работать в детские сады, и организация компьютерного всеобуча, который особенно актуален для учителей старше пятидесяти лет. Только всё равно есть некоторые вопросы: например, аренду жилья учителей в сельских районах власти собираются оплачивать, а разве в городах квартиры бесплатно сдают? Я, например, сейчас снимаю квартиру в Бахчисарае при том, что зарплата у меня не больше той, что мне платили два года назад в сельской школе, зато аренда квартиры в городе ощутимо дороже. Учителям предлагают долгосрочные беспроцентные кредиты - спасибо большое, вот только если семья состоит из двух молодых учителей и не может рассчитывать на помощь родителей, то ежемесячно выплачивать даже «тело» кредита им окажется не по карману.

В новом 2011 году на реализацию этой программы планируется выделить около пяти с половиной миллионов гривен и в том числе из бюджета автономии чуть более трёх миллионов гривен. И хотя в расчёте на всех без исключения крымских учителей эта сумма не так уж велика, зато есть надежда, что, следуя примеру автономии, программу с теми же целями и задачами примут и в Киеве, но уже в масштабах не отдельного региона, а целого государства. Тогда, возможно, условия работы педагогов менялись бы к лучшему намного быстрее.