«Автогражданка» позеленеет и станет надёжнее

5 Январь 2011 845
Полис обязательного страхования изменит цвет.
Полис обязательного страхования изменит цвет. Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

Специалисты Моторно-транспортного страхового бюро Украины (МТСБУ) в наступившем году планируют в корне изменить сложившуюся в обязательном страховании систему. Речь идёт не о подорожании полисов, а об обеспечении владельцев машин качественными услугами в плане выплат. Начнутся перемены с изменения цвета полисов «автогражданки», которые станут зелёными, да ещё и с голограммами.

Как рассказал нашей газете президент МТСБУ Владимир Романишин, разработанные меры позволят сделать подорожавшее не так давно страхование более привлекательным для водителей. В то же время страховым компаниям придётся ответственнее относиться к своим обязательствам перед клиентами.

Поводом для реорганизации, по словам Романишина, послужил тот факт, что количество бланков, выданных страховым фирмам, не совпало к концу года с числом заключённых договоров по обязательному страхованию. Судьба более 400 бланков не прослеживается. Кроме того, проверяющие обнаружили случаи заключения поддельных договоров, по которым, заплатив деньги, водитель не получал никаких услуг.

Поэтому бланки ОСАГО решено изменить, усилив их защиту от подделки. С 1 января 2011 года планируется перейти на новые полисы, которые теперь будут не жёлтого, а зелёного цвета. Кроме прежних средств защиты, которые проявляются в ультрафиолетовом освещении, на бланках появится голограмма, видимая невооружённым глазом. Продублируют её и на стикере, размещённом в правом нижнем углу лобового стекла автомобиля.

Полисы старого образца остаются действительными до тех пор, пока не закончится обозначенный в них срок действия.

По данным МТСБУ, с 2005 года, когда вступил в действие Закон Украины «Об обязательной гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», страховые компании выплатили по ОСАГО более двух миллиардов гривен. Однако проволочки в выплатах продолжаются и связаны они в большинстве случаев с нестабильным финансовым положением самих компаний. Поэтому по инициативе комитета по управлению рисками Лиги страховых компаний Украины и ассоциации «Страховой бизнес Украины» не так давно был утверждён порядок мониторинга и оценки финансового состояния страховщиков. Инспекторы будут ежеквартально проводить расчёт доходных и расходных статей компаний, и тем, у кого возникнут проблемы с финансами, ограничат выдачу бланков полисов и назначат независимый аудит. Затем может подключиться и Госкомиссия по регулированию рынка финуслуг, а там, глядишь, была компания - и нет её.

Ещё одним подарком автомобилистам в наступившем году может стать введение прямого регулирования, которое успешно действует во всех странах Западной Европы, в России и Белоруссии.

- Суть нововведения в том, что возмещать ущерб пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях будут свои страховщики, а не компания, клиентом которой является виновник ДТП. Ныне же выплаты по полисам ОСАГО осуществляют компании, обслуживающие виновника аварии, - пояснил Романишин. - Из-за этого и возникают ситуации, когда защитник не заинтересован действовать в интересах своего подопечного. Выплатив страховку, компания вернёт свои деньги, обратившись с регрессивным иском к страхователю виновника ДТП или в МТСБУ, если виновник является «льготником» или незастрахованным лицом.

Специалисты уверены, что новшество выведет конкуренцию между страховщиками из плоскости демпинга цен в плоскость повышения качества услуг. А владельцы автомобилей будут оформлять договоры с солидными компаниями, которые гарантированно и вовремя выплачивают деньги по своим обязательствам. Кто будет отстаивать интересы попавших под колёса незастрахованных пешеходов, пока не совсем понятно, но купить полисы и пешим участникам дорожного движения пока не предлагают.

Большие надежды автомобилисты возлагают на законопроект о европротоколе, который вскоре должны рассмотреть в украинском парламенте. Речь идёт о ДТП без пострадавших, в которых участникам причинён лишь материальный ущерб. При взаимном согласии, когда один из участников признаёт себя виновным и оба имеют полис обязательного страхования, водители могут разобраться без участия Госавтоинспекции. Они просто заполняют бланки и, обменявшись европротоколами, могут разъезжаться по домам. Делопроизводство по компенсации ущерба и взимания средств с виновника происшествия ведут страховщики.

Это удобно, но есть одна закавыка: водители-лихачи могут избежать наказания за создание аварийной ситуации и продолжать ездить как попало, подвергая опасности других участников движения.

Кстати

В прошлом году сотрудники ГАИ составили свыше 62 тысяч протоколов на водителей, у которых не было действующей «автогражданки». Это при том, что проверка наличия страховки сейчас производится только при проведении техосмотра, перерегистрации и регистрации транспортного средства, совершении правонарушения или ДТП. При средней стоимости полиса 500 гривен штраф за её отсутствие почти вдвое больше.

Наталия ГОНЧАРОВА.