В плену у дома-призрака

10 Сентябрь 2010 1199
Тот самый дом на Ростовской.
Тот самый дом на Ростовской. Фото автора.

В Симферополе на улице Ростовской стоит многоэтажный дом. Живут в нём обычные люди: они, как и все, ходят на работу, получают пенсии, ссорятся, мирятся, строят планы на будущее. Но дело в том, что официально этот дом как бы не существует, поскольку жильцы его здесь не прописаны. Проблему дома-призрака и его обитателей - граждан Украины, обладающих избирательным правом, но не имеющих возможностей его осуществить, уже не первый год безуспешно "решают" чиновники симферопольской мэрии.

Жертвы "перестройки"

Эта история началась на излёте горбачёвской перестройки, когда государство ещё наполняло конкретным содержанием лозунг об обеспечении каждого трудящегося жильём. Активно помогали в этом и государственные предприятия, строившие его за собственные средства для своих сотрудников. В конце восьмидесятых научно-производственное объединение "Эфирмасло" оформило документацию для выделения земельного участка под строительство дома на улице Ростовской, 21а. В мае 1991 года горисполком принял соответствующее решение.
А потом великой державы не стало, и процветавшие предприятия в новых экономических условиях оказались полунищими, а то и банкротами. Какое уж тут развитие социальной сферы! Вот и в НПО "Эфирмасло" будущим жильцам невозведённого дома честно сказали: денег нет, выкручивайтесь сами!
Работники предприятия - очередники на получение квартир - создали жилищно-строительный кооператив (жск) под названием "Роза". Существование оного закрепил своим решением в 1993 году всё тот же Симферопольский горисполком, а НПО "Эфирмасло" передало кооперативу, имеющему статус юридического лица, все права на недостроенное здание. С этого момента кооператив стал заказчиком строительства дома, которое началось в марте 1994 года за счёт средств его членов.
- Нам было неимоверно трудно в постперестроечный период, когда деньги обесценивались с невероятной быстротой. Нескольким подрядчикам мы предлагали долевое участие в обмен на предоставление части квартир, - рассказывает председатель жск "Роза" Людмила Манушина.
Строительство дома завершилось через шесть лет, в 2000 году. Отделку квартир жильцы производили сами. С поставщиками коммунальных услуг заключили договоры. В 1999-2000 годах в дом были проведены отопление, электроэнергия, горячая и холодная вода.
Несмотря на то, что кооператив исправно платит земельный налог, вот уже десять лет он не может ввести дом в эксплуатацию. Проблема в том, что для этого государственной комиссии необходимо заключить с исполкомом договор аренды земельного участка, но сделать это можно лишь при наличии утверждённого проекта отвода земельного участка. А его-то как раз и нет.
С 2004 года члены кооператива начали обивать пороги чиновничьих кабинетов столичной мэрии. Пакет документов собирали почти два года. В ноябре 2006 года решением сессии Симферопольского горсовета было, наконец, дано разрешение на разработку проекта землеустройства. Минуло четыре года, но мытарства жильцов дома-призрака не окончились до сих пор.
- Увы, положительного результата пока нет. Меняются требования к оформлению документации, чиновники возвращают проект на доработку с замечаниями, переоформление документов стоит немалых денег, которые есть не у всех членов кооператива. Непонятно и то, почему мы должны были оформлять новый акт выбора и обследования земельного участка, если он обследовался ещё до начала строительства и об этом в 1989 году, то есть двадцать один год назад, был составлен соответствующий документ. Устарел и генеральный план, разработанный в 1991 году. В то же время земельному участку в двадцать две сотки, выделенному "Розе" под строительство дома, присвоен кадастровый номер. Ну не абсурд ли, что кооператив семь лет оформляет документы по землеотводу в аренду сроком на один год? Причём для завершения строительства дома, который давно построен и в котором десять лет живут люди! - недоумевает Манушина.
Дабы прояснить ситуацию, связанную с оформлением документов, наш корреспондент отправился в мэрию крымской столицы.

Право на бесправие

Как выяснилось, симферопольское городское управление земельных ресурсов уже дважды возвращало документацию фирме "Вега", выполняющей разработку проекта отвода земельного участка. Его начальник Марина Богодист объясняет ситуацию тем, что чиновники тоже являются заложниками украинских законодателей, принимающих хаотичные и непредсказуемые изменения в действующие нормативно-правовые акты, в том числе в сфере земельного законодательства.
- К примеру, в мае прошлого года правила игры в земельной сфере были одни, а через год, когда проект уже был подготовлен и собраны необходимые согласования, правила существенно изменились. Например, введены или отменены те или иные нормы. И получается, что принять документы в исходном виде уже нельзя, - поясняет Богодист.
В свою очередь директор фирмы "Вега" Александр Охрименко сообщил, что помимо "Розы" есть немало жилищных кооперативов, причём не только в Симферополе, столкнувшихся с аналогичными, нередко искусственными проблемами.
- Почему решением сессии обусловливается конкретный срок, дающий право на разработку проекта землеотвода, например, на год? Ведь это не оговорено действующим законодательством, - говорит он. - А каким законодательным актом оговорено наличие листа согласований, в котором уже выданные заключения проверяющих инстанций дублируются печатями и подписями их руководителей? Ведь чтобы получить каждую подпись, необходимо немало времени и, увы, денег.
В то же время начальник Симферопольского бюро технической инвентаризации Владимир Пирогов сообщил нашему корреспонденту, что его ведомство к кооперативу "Роза" претензий не имеет, как, собственно, и к давно построенному дому. Единственное "но": в документах он обозначен с оговоркой "Не введён в эксплуатацию".
На риторический вопрос жильцов: "Что делать?", обращённый в письмах и заявлениях по адресу чиновников симферопольской мэрии, последние отвечают, что решать проблему необходимо "в установленном законом порядке". Как говорил герой популярного фильма "Ирония судьбы, или С лёгким паром!": "Железная логика". Только вот жильцам от этого не легче.
- Я знаю, что есть немало других жилищных кооперативов, которые просто махнули рукой на безуспешные попытки получить необходимые согласования и документы во всех инстанциях, - говорит Манушина.
Когда корреспондент "Крымской правды" пришёл к жильцам злополучного дома, у одного из подъездов возник стихийный митинг. Люди с болью говорили о том, что отсутствие городской прописки ущемляет их социальные права, ведь работодатели неохотно берут на работу человека, если у него нет городской прописки. А многие прописаны буквально у чёрта на куличках или не прописаны нигде. Возникают сложности и с устройством детей в детский сад. Председатель кооператива уточнила, что в таких случаях жильцы могут получить справку с печатью, в которой будет указано, что они действительно проживают в доме кооператива "Роза".
- Почту и пенсии нам приносят, субсидии на основании справок тоже можно получить. Однако справка о месте проживания срабатывает далеко не везде, - признаётся Манушина.
Другая проблема заключается в том, что жильцы не могут распорядиться своим недвижимым имуществом, то бишь квартирами. Некоторые, правда, сумели добиться, чтобы их право собственности на жилплощадь было признано по суду. Но получить прописку на приватизированных квадратных метрах по-прежнему нереально. Тем более что недавно Верховный суд Украины рекомендовал судам не заниматься рассмотрением вопросов, связанных с признанием прав собственности.
Манушина говорит, что, пока продолжается волокита с документацией на прилегающий к дому участок, к ним то и дело наведываются "странные" люди: что-то измеряют, изучают, прикидывают. А на недоумённые вопросы жильцов отвечают загадочно: "Мы тут просто так". Между тем вокруг дома ведётся интенсивное строительство, причём, не спросив мнения членов кооператива, по  их земельному участку уже проложили магистральный водопровод.
Отсутствие городской прописки лишает жильцов избирательного права. Ведь если официально оформленного дома нет, то и людей, в нём живущих, с формальной точки зрения тоже как бы не существует, их невозможно внести в списки избирателей. Часть членов кооператива прописана у родственников, часть - по месту прежнего жительства, а у некоторых и вовсе нет регистрации.
Казалось бы, избиратели могут проголосовать на тех участках, к которым относятся согласно прописке. Но если эти участки находятся, скажем, на другом конце полуострова или вообще за пределами Крыма? Как граждане, фактически живущие в Симферополе, смогут избрать своего мэра и своих депутатов? Да никак. А ведь в тридцати четырёх квартирах дома на Ростовской проживает около семидесяти человек. Даже если допустить, что проголосовать на выборах не сможет лишь половина жильцов, а подобных домов в Симферополе и в Крыму в целом не один десяток, получается, что несколько сот граждан фактически становятся заложником государственной бюрократической машины, нарушающей их конституционные права.
На днях документы по отводу земельного участка в третий раз переданы в симферопольское городское управление земельных ресурсов. Будут ли они утверждены или в очередной раз вернутся на доработку "с замечаниями"?
И если да, то успеют ли обитатели дома пройти всю "полосу препятствий" из чиновничьих закорючек до 31 октября - даты, на которую назначены очередные выборы? Ведь для этого необходим всё тот же проект отвода земельного участка, утвердить который должны симферопольские депутаты. А после этого членам кооператива придётся обратиться в инспекцию Государственного архитектурно-строительного контроля, которая на основании решения приёмной комиссии и выдаст соответствующее свидетельство о вводе объекта в эксплуатацию.
На нижнем фото: Стихийный митинг жильцов.

Алексей ЕРМОЛИН.