Побеждённые бытовухой

16 Апрель 2010 1082
Подвальные
Подвальные "прелести" на улице Дзюбанова. Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

Работа жэков и организаций, отвечающих за то, чтобы в наши дома вовремя были поданы тепло, вода, электричество, газ, уже давно стала предметом горячих дискуссий. Однако в основном спорят о вещах глобальных: сколько денег необходимо выделить на реформирование коммунальной сферы, каковы должны быть концептуальные основы реформы, придёт ли в сферу ЖКХ частный инвестор? При этом в пылу споров забывают о, на первый взгляд, мелких деталях: отсутствии лампочек в подъезде, разбитых стёклах, через которые зимой уходит драгоценное тепло, гниющих трубах, из которых "уплывают" тонны воды, необходимости следить за работой приборов учёта того же тепла. Но главная проблема заключается в том, что за низкое качество услуг, а порой и их отсутствие потребителям всё равно приходится платить.

Шеф, два счётчика!

В редакцию нашей газеты пришло письмо от жителей дома на улице Дзюбанова, 27/55, под которым более сотни подписей. Обратиться не только к чиновникам, но и к СМИ жителей вынудил ряд проблем, связанных с работой коммунальных предприятий автономии.
"Мы возмущены суммой платы за отопление одного квадратного метра - 7,23 гривны, начисленной бухгалтерией "Крымтеплокоммунэнерго" с 25 декабря 2009-го по 24 января 2010 года", - пишут они.
Как пояснил нам один из жильцов, подписавших жалобу, Валентин Шевцов, в доме установлен счётчик расхода тепла X-12. В рабочем журнале, где фиксируются его показания, записано, что потребление тепловой энергии в этот период составило 116,1 Гкал. Правда, в течение пяти дней счётчик не работал.
- По существующим правилам, при расчёте потреблённого тепла за эти дни применяется средняя величина потребления тепловой энергии за сутки в предшествующем месяце. Либо может быть применена среднесуточная величина потребления тепловой энергии за истекшие двадцать пять дней, - пояснил он.
По подсчётам жильцов, если разделить количество потреблённой энергии, зафиксированное по показаниям счётчика, на двадцать пять дней, получится 4,644 Гкал в сутки. Таким образом, за те дни, когда прибор учёта не работал, потребление тепловой энергии могло вырасти, по их мнению, не более чем на 23,2 Гкал. В целом же жилой дом использовал за отчётный период 139,32 Гкал.
- Стоимость одной гигакалории - 281,68 гривны. Таким образом, сумма к оплате должна составлять 39243,68 гривны. Разделив эту сумму на отапливаемую площадь дома - 8166,88 квадратных метра, получаем стоимость отопления одного квадратного метра - 4,80 гривны. Мы требуем перерасчёта платы за отопление, иначе откажемся платить, - заявил Шевцов.
В свою очередь в "Крымтеплокоммунэнерго" уверены, что жильцы ошибаются, а в происшедшем отчасти они сами и виноваты.
- Оплата предоставленных нами услуг начислена по тарифу, который в отопительный период составляет 0,129 гривны за кубический метр воды в сутки. Расчёт произведён в соответствии с правилами предоставления услуг по централизованному отоплению, утверждёнными постановлением Кабмина в 2005 году, - сообщила начальник отдела по расчётам с потребителями по приборам учёта АП "Крымтеплокоммунэнерго" Елена Остапченко.
Она пояснила, что вышеуказанный тариф рассчитывается для домов, не оборудованных счётчиками тепловой энергии, исходя из ежемесячной стоимости отопления - 2,89 гривны за кубометр. Таким образом, за двенадцать месяцев эта сумма составит 34,68 гривны. Разделив годовую сумму на продолжительность отопительного сезона - 158 дней, получаем те самые 0,219 гривны в сутки.
Причина применения тепловиками такой тарифной модели, по словам Остапченко, обусловлена техническими неполадками в работе прибора.
- В ноябре прошлого года приборы учёта тепловой энергии были приняты в эксплуатацию и опломбированы представителями нашей компании. С этого дня начисления производились по показаниям приборов. Однако с 26 декабря прошлого по 26 января текущего года были выявлены расхождения в показаниях счётчиков, которые составили двадцать восемь процентов при допустимых пяти. С 26 января по 21 февраля погрешность в работе приборов составила шестьдесят пять процентов. В этом случае произвести начисления по средним показаниям за предыдущий сезон оказалось невозможно, поскольку они производились не по показаниям приборов, а по тарифу. Начисление производится по показаниям приборов, если каждый прибор, входящий в комплект узла учёта тепловой энергии, находится в рабочем состоянии. Расчёт стоимости отопления выполнен в соответствии с "Правилами предоставления услуг по централизованному отоплению...", утверждёнными постановлением Кабинета министров Украины в июле 2005 года, - подчеркнула Остапченко.
Право теплоснабжающей компании при определённых условиях начислять оплату не по счётчику, а по нормам подтвердил и заместитель начальника отдела метрологического обеспечения измерений СИТ теплотехнических величин ГП "Крымстандартметрология" Валерий Чиглазов.
- Счётчик может пройти поверку, а затем быть установлен и опечатан представителями эксплуатирующей организации, например, жэка. Но поверка означает, что точность работы прибора установлена на момент её проведения. Если в дальнейшем эксплуатирующая организация выявит неполадки или, как в данном случае, отклонения от предельно допустимых нормативов, значит, прибор подлежит ремонту. И коммунальщики могут не брать в расчёт его показания, - сообщил он.

"У меня трещина!"

По словам Валентина Шевцова, у дома есть целый блок проблем. Это и протекающие в подвале трубы, и оседающая наружная стена, в которой образовалась трещина, и неработающие вентили на внутридомовой разводке труб, и требующее ремонта асфальтовое покрытие во дворе.
- Лопаются в квартирах несущие блоки. В подвалах протянули много проводов, кабелей, труб и присоединили к полу первого этажа, причём жильцов не спросили, а квартиры-то приватизированные, - говорит он.
Звоним в одну из квартир, обозначенных в списке подписантов коллективной жалобы жильцов. Дверь открывает пожилая женщина.
- Вы подписывали жалобу на работу коммунальщиков?
- Да.
- А чего она касалась?
- Теплосчётчика, чтобы нам "Крымтеплокоммунэнерго" перерасчёт сделало.
- А кроме этого?
- Не помню.
Валентин Шевцов указывает на трещину в стене его квартиры. Он уверен: если трещина будет продолжать расти, стена обрушится во всём подъезде. Поднимаемся в квартиру этажом выше, дабы проверить наличие или отсутствие трещины. В ответ на наши вопросы хозяева поясняют, что трещин в их квартире нет. Завидев нашу "делегацию", одна из жительниц включается в дискуссию: "У меня трещина!". В ходе дальнейшего разговора выясняется, что озвученное относится к протекающей крыше.
- Да, есть небольшая трещина на откосе квартиры ╧81. Однако от других жильцов жалоб не поступало. Мы установили на трещине стеклянные "маяки", которые пока не нарушены. Очевидно, плитка была уложена на толстый слой штукатурки, и наступил момент, когда плитка отошла. В результате возник зазор между штукатуркой и несущей стеной. Для устранения необходимо сделать текущий ремонт в квартире. Подвал тоже обследован, трещин не обнаружено, - говорит начальник жэу-8 Татьяна Пазникова.
Перед тем как отправиться в подвал дома, Владимир Шевцов надевает резиновые сапоги. "Здесь постоянно течёт вода. Тут она была на уровне примерно шестидесяти сантиметров", - говорит он.
В результате экскурсии по подвальным помещениям мы воочию убеждаемся в том, что в подвале есть сырые "пятна". Однако нашему передвижению вода не препятствует. Протекающих труб, по крайней мере визуально, не наблюдается.
- Месяц назад в подвале дома на Дзюбанова, 27/55, побывала комиссия из жэка. Течи нет, всё работает нормально, - говорит Пазникова.
В свою очередь начальник КП жэо Железнодорожного района Александр Калинчук сообщил, что жэу-8 выполнил и работы по замене вентилей на стояках внутридомовой системы.
- При формировании списка жилого фонда, требующего капитального ремонта в 2010 году, жэо Железнодорожного района рассмотрит вопрос о включении в него работ по капитальному ремонту внутридомовых сетей и кровли в доме на ул. Дзюбанова, 25/77, - пообещал заместитель председателя исполкома Железнодорожного райсовета Симферополя Александр Клейман. По его словам, в службу дорожного надзора города были представлены данные по состоянию покрытия внутридомовых проездов.
Заявление чиновника звучит многообещающе. Однако бюджет - не резиновый, и обычно его на всех не хватает. Если коммунальщики и выделяют деньги на обслуживание жилого фонда, то латают лишь самые крупные дыры. Учитывая, что большинство многоэтажек в так называемых спальных районах построены в Крыму ещё при советской власти, вместо одного ликвидированного ЧП в них тут же возникает три новых. Потребители не понимают, почему при увеличении коммунальных тарифов им оказывают всё меньше услуг всё более низкого качества. Люди беззащитны перед килограммами нормативной макулатуры, позволяющей коммунальным службам на вполне законных основаниях в буквальном смысле выворачивать их карманы.
С другой стороны, государство, не только оставляя своих граждан наедине с их бытовыми проблемами, но и становясь на сторону монополистов жилищно-коммунальной сферы, само провоцирует беспомощность и нерешительность потребителей. Большинство жителей многоэтажек, к сожалению, считают, что против этого лома нет приёма, и по сути так оно и есть. Люди терпят, а когда становится совсем уж невмоготу, пытаются воевать с этой махиной с помощью писем и жалоб. И вряд ли их можно винить в том, что порой эмоции перевешивают здравый смысл в этих попытках найти справедливость и перестать наконец чувствовать себя обманутыми и "ощипанными".
На нижнем фото:  Валентин Шевцов: "Боюсь, что стена может упасть".

Алексей ЕРМОЛИН.